XII Международный конкурс отразил положение дел в современном балете
XII Международный конкурс артистов балета и хореографов смог за десять дней представить состояние всей отраслиЭтот конкурс, учрежденный в 1969 году, был задуман как балетная Олимпиада: он проводится раз в четыре года, имея сложнейшую программу, – так что случайный успех практически исключен. Его уровень сразу же определили имена первых золотых лауреатов – Нины Сорокиной и Юрия Владимирова, в будущем народных артистов СССР и премьеров Большого театра, Франчески Зюмбо и Патриса Бара, звезд Oper National de Paris, и Михаила Барышникова, достояния мира. Но первый же конкурс прославился и прецедентом, когда московская публика устроила обструкцию жюри под председательством Улановой, оставившему без наград швейцарку Еву Евдокимову, уникальную романтическую балерину.
С тех пор московский конкурс так и мечется между соображениями политической целесообразности и заботы о собственном престиже. В последнее время его уровень с каждым разом скатывался все ниже, представители цивилизованного Запада перестали приезжать в Москву и награды самым естественным образом оставались за участниками из бывшего СССР, немного разбавленными танцовщиками из Азии, где классический балет переживает бум популярности. Но даже при этом московский конкурс открыл для большого балета имена Леонида Сарафанова, Полины Семионовой, Ивана Васильева, хореографа Раду Поклитару. И примирил с тем, что его задача – не столько выставлять участников по ранжиру, сколько показывать москвичам международные тенденции развития мирового балета и давать москвичам возможность запомнить новые лица.
Нынешний конкурс, вероятно, в будущем сможет гордиться целой обоймой звезд, которые он вывел на орбиту. Правда, в очередной раз беспросветный уровень продемонстрировали хореографы. О тех временах, когда в качестве современной хореографии показывали номера ван Манена, Килиана и Ноймайера, теперь никто не помнит. А западные постановщики давно смирились с тем, что в Москве под современной хореографией понимают то ли номера для утренников в детском саду, то ли откровенную самодеятельность. И на этот раз конкурсанты продемонстрировали, что «современная хореография» для них – это нечто не имеющее формы, но с мрачным сюжетом, затемнением сцены и электронной музыкой. Олег Габышев, чей номер «Лень» своим юмором выбился из этого стандарта, был отмечен второй премией. Первую не присудили.
Но торжеством победившей академической культуры нынешний конкурс тоже не стал. Хотя среди исполнителей фавориты нашлись на все вкусы: образцовыми балетными пейзанами оказались Татьяна Болотова и Артемий Пыжов из московского театра «Русский балет», в идеальных принцев могут вырасти Тимофей Андрияшенко из Латвии и китаец Ши Юэ, героиней романтического репертуара видится американка с подходящим именем Жизель Бетэ, настоящий московский масштаб бесспорен в Елизавете Крутелевой, Давид Залеев из Казани предстал победительным героем, а представляющая Швейцарию Мико Фогарти, превратившая природные недостатки в особые штучки, заинтриговала разноплановостью.
Тем не менее борьба за сохранение классического наследия, которую всегда проповедовал московский конкурс, проиграна. Причем проиграна самими организаторами. Они спокойно допустили, что участники даже не задаются целью запомнить названия и авторов своих вариаций и па-де-де. Из дюжины идентичных Дон Кихотов треть приписана Петипа, вторая треть – Горскому. Петипа вообще оказался едва ли не единственным именем, известным конкурсантам, – ему, отрицавшему виртуозность мужчины-премьера, присвоили и вариацию Раба из «Корсара», и Солора из «Баядерки». Но не было и двух абсолютно одинаковых версий этих хрестоматийных номеров: одни текст усложняли, другие упрощали. При этом и те и другие просто выполняли технические упражнения – недаром золотой лауреат одну из своих вариаций даже исполнил без музыки. О стилистической глухоте свидетельствует подвиг другого победителя, станцевавшего вариацию крестьянина Петра из «Привала кавалерии» в гусарском костюмчике и в манере Принца Дезире. Но были единицы, которые на конкурсе выходили не соревноваться, а танцевать. И пусть представители Кореи Ли Ын Вон и Ли Чже Ву даже не стали лауреатами, Анастасия Соболева, чудо-Жизель из кордебалета Большого театра, натянула только на бронзу, а солистка Мариинского Оксана Скорик получила лишь половину поделенного серебра. Их места в нынешней табели о рангах забудутся, а имена останутся.