«Война миров Z» на открытии ММКФ: Как обмануть мертвецов
Московский кинофестиваль открылся зомби-триллером «Война миров Z» (World War Z ) с Брэдом Питтом в роли человека, который должен догадаться, как сделать так, чтобы всех не съелиФильм о нашествии живых мертвецов выглядит как мечта об идеальном ММКФ. Вот так бы зрители штурмовали залы, где идут конкурсные показы, как прыткие зомби в триллере Марка Форстера берут мировые столицы. Вот так бы жадно и без разбора хватали любое привезенное в Москву кино, как зомби кусают всех подряд. ММКФ любит шум, и зомби из «Войны миров Z» любят шум. Жаль, что Москва у Форстера мелькает в кадре всего несколько секунд – для фильма открытия ММКФ маловато.
Журналисты после пресс-показа ворчали: мало ада, по меркам зомби-триллера кино вегетарианское, когда кого-нибудь едят, камера специально трясется, чтобы смазать подробности. Зато бюджет (приблизительно $170 млн) позволяет в той же тряской псевдорепортажной манере показать, как герой Брэда Питта путешествует по всему миру, чтобы узнать, насколько плохи дела в Корее или на Ближнем Востоке (хотя фильм снимался в основном в Великобритании, а также в США, Венгрии и на Мальте). И я бы не стал называть таким уж никчемным сюжет, в котором рассказывают, как решили проблему зомби-эпидемии в Северной Корее: повырывали всему населению зубы, потому и не кусают.
В странах с демократическими традициями все сложнее. Там пытаются докопаться до причины: кто, кого и где первым укусил. Расследованием приходится заниматься бывшему сотруднику ООН, которого играет Брэд Питт. Он давно завязал с миротворчеством, но только выполнение новой миссии гарантирует, что американские военные отправят его семью в одно из немногих безопасных мест, оставшихся на планете.
Миротворческая задача отчасти оправдывает малокровие «Войны миров Z» и превращает сценарий, основанный на романе Макса Брукса, в подобие компьютерного квеста, где герою нужно примечать детали, чтобы решить, куда дальше идти, и собирать части ключа, который потребуется для окончательной разгадки. Это не вполне типично для зомби-триллера. Обычно герои таких фильмов заняты тем, что разносят живым мертвецам остатки мозгов, ищут последние незараженные территории и пытаются сохранить человеческий облик лишь в самом буквальном смысле. Только главный классик жанра Джордж Ромеро, снимающий картины про живых мертвецов с 1968 г., каждый раз умудряется найти новый подход к любимым персонажам. В относительно недавнем «Выживании мертвецов» (2009) группа энтузиастов пыталась переключить мертвецов на новую пищевую цепочку (чтобы ели не людей, а животных) и приспособить к простым сельскохозяйственным надобностям. «Война миров Z» не доходит до таких провокационных идей, но тоже настойчиво напоминает, что зомби – одна из самых универсальных социальных метафор жанрового кино.
Сюжет о живых мертвецах неизбежно радикализует проблему Другого. Как с ним следует поступить? Отгородиться? Убить? Понять? В «Войне миров Z» последовательно рассматриваются разные варианты и национальные стратегии. Тоталитарная Северная Корея решает вопрос путем репрессий против собственного народа. Израиль доводит до апофеоза политику изоляции, отгораживаясь от опасных территорий неприступной стеной, хотя и пускает внутрь не пораженных зомби-экстремизмом арабов (как вы увидите, это до добра не доводит). Американцы привычно отправляют в горячие точки планеты спецназ. И только герой Брэда Питта постепенно созревает до правильной формулировки вопроса. Если ты обречен на съедение и поглощение, остается последний шанс – надо придумать, как стать невкусным. Вот этой работой, судя по фильму, и стоит заняться западному миру при помощи международных структур типа ООН.