Наталья Паласьос: Вкус родины
Что такое русский ресторан за границейСайт ресторана Village Russe открывается фотографией девушек в кокошниках, танцующих канкан
Русский ресторан на Западе – это особый, отдельно стоящий жанр. Недвусмысленно иллюстрирующий свою страну или, как минимум, отношение к ней. В Париже, в бывшем лоне русской эмиграции этот жанр практически зачах. Канул в Лету легендарный послереволюционный Dominique на бульваре Распай, в котором когда-то разливали бесплатный суп нищим художникам Монпарнаса. Да и шумное кабаре Raspoutine на Елисейских Полях, где под песни цыган было принято подавать рюмку водки на балалайке и разбивать стопку об пол, уже давно выкуплено какой-то важной финансовой группой и переделано под ночной клуб. О былых временах напоминают лишь плюшевые диваны да алые торшеры.
Когда-то, учась в Парижском университете, я повела в несуществующий ныне ресторан Matriochka всю группу франко-интернациональных друзей-студентов, дабы разделить с ними вкусы своей Родины. Не все блюда мне удалось узнать, да и размеры порций оставляли желать большего – количество той же икры баклажанной без преувеличения было равнозначно «икре заморской» из советского кинохита. А ведь наш студенческий бюджет не позволял нам взять больше двух блюд!
Несколько лет спустя после того случая, готовя репортаж для одного журнала, я поняла, что русская кухня в Париже мало кому понятна и, главное, нужна. Закончилась эпоха, когда образ России – с цыганами и закусками – привлекал творческую интеллигенцию или французскую компартию, поддерживающую советских товарищей.
В гиде «Мишлен» я обнаружила всего один русский парижский ресторан Daru – на одноименной улице, рядом с православным собором Александра Невского. Ресторан восхвален за его кухню, но в безусловно качественном меню, составленном корсиканским шеф-поваром, из русского остались только икра и водка, да еще домашнего засола лосось. Уже давно в ответ на вопрос «где отведать в Париже русской еды», я приглашаю к себе домой. И это грустно.
В перекрестный Год России и Франции на набережной Берси появилось заведение Village Russe: с бутиком русских продуктов, баней, кабаре-программой и возможностью подплыть к заведению с воды. Сайт Village Russe открывается фотографией девушек в кокошниках, танцующих канкан.
Вот и весь, в общем-то, ассортимент. Когда я услышала, что открылся русский ресторан IKRA, то удивилась. Кому-то еще это интересно! Интеллигентный бульвар Распай, эклектичный дизайн и простое кафе без претензий, с фотографиями Гагарина, Нуреева и Ольги Куриленко. В центре зала – алое пианино, на котором по выходным играет русская пианистка. Иногда приходит скрипач. А иногда – чуть навязчивый, но обаятельный абхазский гитарист. Один из совладельцев – шахматист Миша – сам обслуживает публику и смешивает коктейли. Селедки под шубой попробовать не удалось, ее всю съели, но пирожки от французского шефа, который искренне пытается проникнуть в суть загадочной русской кухни, были нежны, так же как и стерлядь, и исконно русский гравлакс. Правда, борщ в его интерпретации был темно-коричневого цвета и необычного вкуса, но пусть. Может, в этом винегрете культур и национальностей, французского шефа и абхазского музыканта, а также молодой разношерстной русско-французской публики и удастся восстановить образ правдивой, разнокалиберной и разношерстной современной России? А может, чего доброго, и разбудить у кого-нибудь аппетит к этой стране.
Автор – главный редактор сайта www.tabletalks.ru