В Москве начинается Чеховский фестиваль

«Новый цирк», современный танец и этнический театр – в программе спектакли на любой вкус
1927

«Процесс»

«Небесная гармония»

«Спящая красавица» Мэтью Боурна – это сказка с вампирами, которая завершается в нашем времени (Аврора буйно отплясывает среди готов в ночном клубе)

За двадцать лет своего существования Чеховский фестиваль менялся – как и любое живое дело. Начав­шись со смотра постановок, среди которых было действительно много интерпретаций пьес Чехова, отдав дань экзотике (скажем, бразильскому театру), пережив увлечение «новым цирком», сегодня он предлагает афишу, где, будто в супермаркете, можно найти постановки самых разных жанров. И где особенно много качественных зрелищ, рассчитанных на широкую публику. «У Чеховского фестиваля свои традиции, – рассказал «Пятнице» генеральный директор Валерий Шадрин. – Девиз великого итальянского режиссера Джорджо Стрелера «Театр для людей», я думаю, по-прежнему актуален. Именно поэтому основу нашей программы составляют спектакли, интересные и широкому кругу зрителей, и профессионалам. Ведь зрелищность – это то качество, которое безусловно привлекает публику».

Одним из таких «манков» для зрителей должен был стать бродвейский мюзикл «Фела!», но по техническим причинам в Москву он не приедет. Впрочем, и без него на XI Международном фестивале им. Чехова скучно не будет.

Свои постановки покажут суперзвезды, хорошо известные в Москве: Мэтью Боурн, Робер Лепаж, Жозеф Надж, Лин Хвай-мин. Будут и новинки. Среди них – два спектакля на немецком языке: «Процесс» по Кафке из мюнхенского «Каммершпиле» и «Небесная гармония» по Петеру Эстерхази из венского «Бургтеатра». Их постановщиков – Андреаса Кригенбурга и Давида Мартона – широкий зритель пока не знает, но обратить внимание на них непременно нужно. В первом спектакле феерическое решение пространства – действие происходит на трех сценах-помостах, в том числе небольшом поворотном круге, и все вместе они выглядят как огромный глаз, по которому передвигаются артисты (поворотный круг становится зрачком). А во втором – изящный сплав драматического и музыкального театров: персонажи находятся в окружении музыкантов, которые то и дело вторгаются в их семейные разговоры, и тогда на сцене начинают звучать джаз или протяжная мелодия для скрипки.

– А каково, по-вашему, вообще должно быть соотношение новых и хорошо знакомых публике имен в программе фестиваля? – спрашиваю я у Валерия Шадрина.

– В прокрустово ложе всех не уложишь, – отвечает он. – Раздумывая об обновлении, мы не только ориентируемся на мировую ситуацию, но и стараемся обнаружить на этом поле талантливых свежих игроков. И в этом году мы предлагаем нашей публике несколько незнакомых для нее имен – я имею в виду спектакли из Австрии, Германии, Израиля, Португалии. Мы также учитываем, что, кроме нас, в Москве существуют фестивали NET, «Территория», «Золотая маска», есть фестивали в других городах. Наши поиски идут в направлении создания копродукции, которую выпускает Чеховский фестиваль со своими партнерами. Например, российско-британский проект Дмитрия Крымова «Как вам это понравится» или «Синдром Орфея» Владимира Панкова, поставленный в швейцарском Театре Види-Лозанн, я расцениваю именно как эксперимент.

Цирк для взрослых и детей

Начнется Чеховский фестиваль с «Рауля», моноспектакля Джеймса Тьере – внука Чарли Чаплина. Четыре года назад Джеймс, его сестра Аурелия и их мать Виктория Чаплин представляли на Чеховском свои постановки, сделанные в жанре «нового цирка»: намеренно простодушные, эмоциональные, где в центре были не трюки, а образы и настроение. Таков будет и «Рауль» – его герой похож на Робинзона Крузо, живущего в хижине из парусов и деревянных жердей в окружении обломков цивилизации, вроде сверкающей граммофонной трубы. Рауль летает по воздуху и играет на скрипке, танцует с веслом и встречает огромных кукол-животных: слона, страуса, рыбу.

Во втором спектакле, «Шепот стен» с участием Аурелии Тьере, все декорации из подручного материала – картонных коробок, полиэтилена, а стены домов здесь движутся будто живые, тесня и толкая героиню.

В категории зрелищ для всей семьи есть еще один спектакль, который имеет шансы стать хитом фестиваля. «Животные и дети занимают улицы» – остроумная и оригинальная рукотворная работа от лондонской компании «1927», где соединены анимационные персонажи и живые актеры (последние не только играют, но и заразительно поют). Спектакль выполнен в эстетике немого кино и графических комиксов начала века и рассказывает о жителях разрушающегося дома, которые устраивают свою маленькую революцию.

Танец

Сильви Гиллем, Жозеф Надж, Мэтью Боурн – большинство самых громких имен в афише связаны с танцевальными проектами.

Вечер одноактных балетов «За 6000 миль» пройдет целых шесть раз. И это счастье. Во-первых, потому, что каждый из номеров программы поставил ведущий мировой хореограф: 27'52» – Иржи Килиан, Rearray – Уильям Форсайт, Buy – Матс Эк. Во-вторых, потому, что в последних двух здесь танцует француженка Сильви Гиллем, вероятно, главная балерина нашего времени. Причем эти номера позволяют публике увидеть разную Гиллем, ведь, по словам историка балета Вадима Гаевского, в ней сочетается «чистейшая геометрия виртуозного танца» (холодновато-отстраненная у Форсайта) с «острым чувством жизни» у темпераментного Эка.

Британский хореограф Мэтью Боурн покажет недавнюю премьеру – «Спящую красавицу» Чайковского, поставленную к 25-летию своей труппы New Adventures. Решение у него, как всегда, эффектное – это готическая сказка с вампирами, которая начинается в конце XIX века, то есть во времени создания балета, продолжается в начале ХХ, а завершается в нашей эпохе (Аврора просыпается и буйно отплясывает среди готов в ночном клубе). Боурн легко и с удовольствием балансирует на грани поп-культуры и высокого искусства – и публика его яркие сценические аттракционы любит.

Совсем иное – интровертный интеллектуал Жозеф Надж, часто ставящий философские сочинения. Для спектакля Sho-bo-gen-zo он выбрал японские тексты XIII века и создал на их основе историю об отношениях самурая и молодой девушки. Протанцовывает ее сам Надж вместе с партнершей Сесиль Луайе под джазовые импровизации саксофона и контрабаса. «Это одна из самых странных пьес, которые я когда-либо ставил, – рассказывал Надж во время своего визита в Москву по приглашению Чеховского фестиваля. – Ее можно рассматривать как концерт, и я уже исполнял ее в рамках одного джазового фестиваля... О XIII веке там напоминает только один эпизод, остальное рассказывает о том времени, в котором мы живем сегодня».

Этника

К экзотическим восточным зрелищам зрители фестиваля привыкли – и Cloud Gate Dance Theatre из Тайваня к нам тоже уже приезжал. В основе спектакля «Девять песен», который поставил основатель труппы и один из лучших хореографов Азии Лин Хвай-мин, – стихи китайского поэта Цюй Юаня (ок. 340-278 до н.э.). В спектакле звучит этническая музыка Тайваня и современные перкуссионные композиции, а традиционный взгляд на человеческую жизнь как на смену времен года предстает вовсе не в медитативном, а в весьма энергичном варианте. В одной сцене танцовщики разъезжают на велосипедах, в другой – люди в современных костюмах поднимают на руки шамана, который у них на руках почти танцует. А в финале в темноте на сцене зажигают множество плошек с огнем, выстраивая из них живую ленту – похожую и на иероглиф, и на линию дороги. Очень эффектно.

Еще одно национальное шоу приедет из Испании. Знаменитая танцовщица Мария Пахес покажет свою «Утопию». Это не просто фламенко: спектакль рассказывает о том, как люди искусства – от литераторов до архитекторов – представляют себе образ будущего, и звучат в нем тексты Сервантеса и Бодлера, Бенедетти и Неруды.

Драма

Что же касается серьезного драматического театра, то в этой категории, например, спектакль «Карты I: пики» знаменитого канадца Робера Лепажа. Сыграют его на арене Цирка Никулина – но за несерьезным местом действия (все происходит в Лас-Вегасе), как обычно у этого режиссера, будет скрываться совсем не веселое содержание. Мир в этом спектакле находится накануне войны в Ираке: о ее необходимости твердит в своих телевыступлениях Джордж Буш. В отеле Лас-Вегаса собираются персонажи разных возрастов, национальностей и профессий. Солдаты НАТО проводят тут увольнительную, пара из Канады собирается пожениться – но, как часто бывает в жизни, ожидание радости и отдыха оборачивается неприятностями и даже трагедией.

19 мая – 14 июля, chekhovfest.ru