Фильм «Место под соснами»: Отцы и деньги

В киноромане «Место под соснами» (The Place Beyond the Pines) Райан Гослинг играет мотоциклиста, который стремительно проносится по сюжету, но прочно остается в памяти потомков
В этом кадре для семейной идиллии не хватает мотоцикла
В этом кадре для семейной идиллии не хватает мотоцикла / OUTNOW.CH

Поэтический топоним в названии переведен на русский с точностью до наоборот, но придираться бессмысленно: далеко ли от сосен или прямо под ними, а настроение все равно задано элегическое.

И фильм Дерека Сьянфранса, озвученный тягучей музыкой вокалиста группы Faith No More Майка Паттона, элегическому настрою соответствует. Он долгий (больше двух часов) и неторопливый. Хотя Райан Гослинг играет мотоциклиста, грабящего банки. Эта деталь обещает поклонникам актера что-нибудь в духе «Драйва». Там Гослинг, меланхолично пожевывая зубочистку, изображал автогонщика со стальными нервами и чувствительным сердцем, который тоже подрабатывал на грабежах. Но «Драйв» Николаса Виндинга Рёфна был фильмом щегольски формалистичным, а «Место под соснами» Дерека Сьянфранса снято без особых затей. Зато затейливо придумано.

Повествование ведется линейно, но пересказывать «Место под соснами» лучше с середины. Из точки, в которой два главных героя встречаются единственный раз.

До этой встречи мы смотрим историю про мотоциклиста-трюкача по прозвищу Красавчик Люк (Гослинг). Он выступает с передвижным цирком в провинциальном городе и случайно узнает, что прошлогодняя подружка (Ева Мендес) родила от него ребенка. Цирк уезжает, Красавчик Люк остается. И пытается стать хорошим отцом, несмотря на то что героиня Евы Мендес уже живет с другим. Хороший отец, в понимании гонщика, должен приносить в дом деньги. А деньги известно где – в банке. Идея ограбления приходит в голову не герою Гослинга, а приятелю (Бен Мендельсон), к которому он нанялся в автомастерскую. Но приятель осторожный, а Люк не может остановиться.

Вторая история, идущая от точки встречи, – про полицейского Эйвери (Брэдли Купер), который преследовал Красавчика Люка. У Эйвери тоже годовалый сын. А отец Эйвери – окружной прокурор (Харрис Юлин). И Эйвери хочет стать окружным прокурором. Его сюжет включает служебное расследование случая с грабителем-мотоциклистом и связанные с этим происшествием психологические проблемы, а также трудное решение вскрыть факты коррупции и подлогов в полицейском департаменте (главного «плохого полицейского» играет Рэй Лиотта).

Две истории связаны лишь через короткую встречу, но Эйвери никуда не деться от Люка. Они как позитив и негатив. Буквально. Темноволосый правильный Эйвери, белобрысый неправильный Люк, который даже футболки всегда носит наизнанку. У одного внутри «плохого» спрятан «хороший», у другого внутри «хорошего» зудит «плохой» (хотя оба актера, особенно Брэдли Купер, выходят за рамки этой схемы). Эйвери проявляется через отношение к Красавчику Люку и к людям, которых Люк любил. Эйвери, который не любит никого, носит в бумажнике потертую фотку Люка с подругой, ребенком и мотоциклом. Этот снимок, путешествующий по фильму назойливым сантиментом, – фантомный образ семейного счастья, которого нет ни у Люка, ни у Эйвери.

Жаль, что в «Месте под соснами» есть еще третья часть. В ней действуют подросшие сыновья героев Брэдли Купера и Райана Гослинга (их играют Эмори Коэн и Дейн Дехаан). Этот третий сюжет не только удлиняет, но и утяжеляет фильм, огрубляет его смыслы. Хотя и без него «Место под соснами» – тот случай, когда картине не хватает редактуры. Думаешь: «Вот это бы убрать, а это сократить, и отличная получилась бы вещь».

А что Гослинга мало, как раз не беда. Он актер с таким «эффектом присутствия», что его две трети фильма нет на экране, а кажется, что есть.