Фильм «Легенда № 17»: Клюшка матадора

Фильм Николая Лебедева «Легенда № 17» разыгрывает ностальгическую и патриотическую темы на самом благодатном материале – спортивном
Данила Козловский наверняка сыграет еще немало национальных героев
Данила Козловский наверняка сыграет еще немало национальных героев / Централ Партнершип

Ах как снял оператор Ирек Хартович первую игру знаменитой хоккейной суперсерии СССР – Канада 1972 г.! Чудеса современной кинотехники: мини-камеры на клюшках, мини-камера даже на шайбе, коньки режут лед, советский нападающий под номером 17 стремительно и ловко обводит канадских профессионалов. Тореадор против быков!

Ах как кстати, что мать Валерия Харламова была басконкой из Бильбао! Вот так родятся метафоры и матадоры. Перед вбрасыванием шайбы ражие канадцы воинственно топорщат бакенбарды, трясут длинными гривами, по-бычьи глядят исподлобья, остервенело жуют баблгам. А в самый напряженный момент режиссер Николай Лебедев в лоб монтирует хоккейный матч с корридой. Потом униженные быки покидают лед, проиграв со счетом 3:7, и Лебедев великодушно наделяет капитана могучих животных даром речи: канадец подъезжает к Харламову, чтобы выразить восхищение игрой советского хоккеиста.

А что творится во время матча в СССР, стране победившего в хоккее социализма! Весь народ в едином порыве сплотился у телевизора. Труженики города и села. Врачи и пациенты. Милиционеры на дежурстве и хулиганы за решеткой обезьянника.

Один лишь великий тренер Анатолий Тарасов не может усидеть дома, спускается во двор и ведет на хоккейной площадке воображаемую игру прутиком. Только гению позволено оторваться от коллектива.

Тарасова играет Олег Меньшиков. «Легенда № 17» отмечает его органичный переход на тренерскую работу, к возрастным ролям. Выправка все еще юнкерская, жесты отточенные, но Меньшиков добавляет к привычной актерской технике чуть-чуть усталости и меланхолии, соглашается иногда надеть очки, укутаться в плед, по-отечески строго потолковать с играющим Харламова Данилой Козловским и уступить ему зрительское внимание.

Разумеется, мы видим Харламова – Козловского не только с клюшкой на льду, но и с девушкой в постели, и с цветами на ступеньках главного здания МГУ, где учится возлюбленная (Светлана Иванова). Ибо ничто человеческое легенде не чуждо. И душевные терзания омрачают тренировки выдающегося хоккеиста, потому что девушка предсказуемо ревнует любимого к клюшке.

Другая досада – спортивный чиновник (Владимир Меньшов), который в высшей лиге плетет интриги и требует от Харламова кляузы на наставника.

То есть система советского спорта в фильме Лебедева имеет отдельные недостатки, но разве могут эти легкие трещины разрушить монолит советского мифа. А «Легенда № 17» – очередное напоминание о том, что никакой другой мифологии у современной России нет. Ну и о том, что голливудские приемы универсальны и вполне годятся для жизнеописания советских легенд. Если в начале фильма показывают корриду, значит, крепко будут быковать в конце канадские профессионалы.

В прокате с 18 апреля