Выставки Верушки и календарей Pirelli утверждают: женщина – личность

Две выставки в Московском доме фотографии утверждают, что женщина – личность. Третья, про Лилю Брик и ее автомобиль, это опровергает
Александр Родченко. Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград». 1929
Александр Родченко. Из серии «Лиля Брик. Путешествие из Москвы в Ленинград». 1929 / МДФ

Главное событие очередного вернисажного вечера фестиваля «Мода и стиль в фотографии» – выставка «Верушка. Автопортреты. Нью-Йорк. 1994–1998 гг.». В большом зале серии фотографий разбавлены эксцентричными костюмами, в них модель и художница Вера Лендорф, взявшая псевдоним Верушка, представляла внеземных существ, рожденных ее фантазией.

Вере, присутствовавшей на вернисаже, за семьдесят, и в ней трудно увидеть молодую модель, победная красота которой сорок лет назад поражала читателей Vogue. Но теперь она художник – и достаточно, что выглядит артистично. Серия «Автопортреты» – не самое интересное произведение Верушки, много лет экспериментировавшей со своим удивительно длинным телом, каждую часть которого, особенно ноги, восхищенно разглядывали камеры самых именитых модных фотографов.

В нью-йоркской серии она предстает то уличным перформансистом, то человеком-пауком, то Марлен Дитрих и Гретой Гарбо, то не существовавшим тогда чернокожим американским президентом и даже зеброй в Центральном парке. Все это мило, иногда остроумно. Но поздние арт-фотографии зауряднее, чем волшебные образы в глянце, созданные в те времена, когда она и без причудливых одежд выглядела фантастично. Главный божий дар Веры Лендорф – ее лицо и тело, но характер, упорство и фантазия позволили ей жить на виду, активно снимаясь и позируя, и после молодости.

Календари Pirelli регулярно радуют зрителей «Моды и стиля в фотографиях» неординарной съемкой обнаженных девушек, одаренных телесно. На этот раз на фотографиях календаря производителя автомобильных покрышек – женщины прекрасные, но одетые, что можно считать вопиющим нарушением традиции. Стив Маккари, автор календаря этого года, – не модный фотограф, он путешественник, главные его снимки были сделаны для National Geographic. Так что к прекрасно легкомысленному проекту он подошел серьезно: отправился в трущобный квартал Рио-де-Жанейро и сделал там живописные постановочные фотографии с девушками не просто прекрасными, но и примерного поведения.

В подписях к фотографиям сообщается, что «красавица Соня Брага – неутомимый защитник прав детей», а чешская модель «Петра Немкова – писатель и филантроп». Понятно, что неутомимых филантропов снимать голыми немыслимо. Так что на этот раз у Pirelli получился не вызывающий изысканный эротизм, а бесстрастная постановочная декорация.

Героиня выставки «Лиля Брик. Несостоявшееся путешествие» воспринимала собственное тело как дар, приносящий блага. История о том, как возлюбленная Маяковского на подаренном ей автомобиле отправилась в путешествие, но далеко не уехала, снята Александром Родченко блестяще – энергично и весело, хотя герои снимков на машине не едут, а ее чинят. Маяковский в 1928 году купил для любимой «рено», так что нетрудно догадаться, какая именно компания стала спонсором выставки, кроме нее проект поддержал гламурный женский сайт, что также понятно – съемка по форме модернистская, по сути – совершенно буржуазная. О том, что автомобили – лучшие друзья девушек, умеющих с пользой распорядиться своим телом.