Номинация «Эксперимент» на фестивале «Золотая маска»: Новаторы стали пессимистами
Список номинантов премии «Золотая маска» в категории «Эксперимент» дает понять, что за изменения происходят в российском театре и как революционное становится мейнстримомКаких-то три года назад за новаторство награждали спектакль Марата Гацалова «Жизнь удалась» по пьесе Павла Пряжко, инновационным в котором казалось все – пестрящая здоровым матом драматургическая основа, игра актеров, которые из режима механической читки медленно приходили к сопереживанию, отсутствие декораций, наконец. Теперь и спектакль по свежей пьесе Пряжко, и новая работа Гацалова – плюс пара документальных постановок не без доли обсценной лексики – обосновались во взрослых категориях.
Набор этого года показателен и вне сравнения со списками прошлых лет. Вынесенный на театральную сцену квазикомический стендап, пластический перформанс на тему чеченского синдрома и уникальный семиминутный спектакль объединяет не только формальная смелость. Все это в той или иной степени искусство социального пессимизма. Для номинации, история которой в ранних нулевых началась с награды Евгению Гришковцу за сольное оптимистическое шоу «Как я съел собаку», это разворот на 180 градусов. Театр следует социальным трендам. Сегодня в тренде – отчуждение, безысходность и отсутствие иллюзий в отношении государства.
Актриса Виктория Исакова в «Истории солдата» зачитывает монологи реальных ветеранов чеченских кампаний – о том, как не берут на работу и ставят в бесконечную очередь в поликлинике, о фальшивых похоронках и о том, что сердце в разорванной взрывом грудине – коричневого цвета. Вокруг нее меж тем разыгрывается пантомима об унижении человека государством, одни танцоры водят другого по сцене, подталкивая в спину, постукивая ребром ладони по шее, имитируя страшноватый медицинский осмотр.
Герой постановки Дмитрия Волкострелова «Солдат», длящейся вызывающих семь минут, совершает единственное действие – передумывает возвращаться из увольнительной в часть. Принимая решение, он почти на глазах у зрителей принимает душ – символический акт освобождения от гнета тоталитарного общества.
Именно оно персонифицировано в жутковатом заглавном герое спектакля «Берлуспутин» – гибриде бывшего итальянского премьера с нынешним российским президентом. История о том, как сценическому Путину отстрелили полголовы, пробудив в нем совесть, стала чуть ли не единственным кассовым спектаклем скромного подвального Театра.doc, очевидно, благодаря не только комическому дару артистов Сергея Епишева и Евдокии Германовой, но и беспримерно лобовой злободневности сюжета.
«Узбек» артиста и режиссера из Ташкента Талгата Баталова – уморительный стендап, в котором автор рассказывает, как получал российское гражданство. Главный герой постановки – не человек, но взятка, с помощью которой добывается выписка, прописка, военный билет, да просто билет на поезд. Государство до костей изъедено коррупцией, от него остался недееспособный, жадно клацающий челюстями скелет – в какой бы потешной форме нам об этом ни рассказывали.
Финальной отходной по стране, которую мы теряем, звучит пугающей тональности речитатив героини перформанса Филиппа Григорьяна – нараспев зачитывает она текст вхутемасовского проекта «Летающий город»: метрополис будущего, который строят в первой части, во второй обернется частью апокалиптического пейзажа, укрытого листопадом ядерной осени. И это – определенно конец известной утопии на отдельно взятой территории.