Фильм «Транс»: Вор должен сидеть во сне
Лаконичное название «Транс» (Trance) удачно отражает заложенное в психологическом триллере Дэнни Бойла соединение сеанса гипноза с дискотекойФильм Дэнни Бойла напоминает, чем хороша амнезия помимо того анекдотического обстоятельства, что каждый день новости. Это очень бодрое, динамичное состояние, из которого умеючи можно сколотить не то что психологический триллер, а даже фантастический боевик. Хотя у Дэнни Бойла динамичное кино получается на любом материале. Даже если герой, как в недавнем фильме «127 часов», сидит посреди пустынного каньона с придавленной камнем рукой.
«Транс» смонтирован в дискотечном ритме и озвучен электронным битом группы Underworld. Амнезия у Дэнни Бойла понимается не как склероз, а как угар, танцы до упаду, до потери сознания. Хотя никто не танцует, а герой Джеймса Макэвоя полфильма сидит в кресле под гипнозом. И все самое эффектное и динамичное происходит у него в голове.
Макэвой играет аукционного работника Саймона, который после удара по лбу не помнит, куда дел картину Франсиско Гойи «Ведьмы в воздухе». В новостях его называют героем, пытавшимся остановить грабителей, а на самом деле Саймон – соучастник. Но место, где спрятана украденная картина, он действительно забыл. Пытками амнезия не лечится, поэтому предводитель налетчиков Фрэнк (Венсан Кассель) предлагает Саймону пройти курс гипноза у вроде бы случайно выбранного терапевта (Розарио Доусон). Но у случайных гипнотизеров не бывает таких губ и такой фигуры. И герои, и зрители быстро смекают, что Элизабет – машина соблазнения и манипулирования. Весь фокус в том, как эта машина работает.
Вряд ли Дэнни Бойла хоть немного занимала психология, иначе он взял бы на роль Элизабет другую актрису. В «Трансе» нужен чистый знак соблазна. Тугие груди, томный взгляд, хищные, как цветок лилии, губы. Такие девушки не работают в офисе, терпеливо беседуя с пациентами. Они сражаются на Марсе в рядах повстанцев, как в фантастическом боевике Пола Верхувена «Вспомнить всё», они с боями прорываются сквозь ложные воспоминания, они приходят из снов, которые ярче яви, и дают герою в руки пистолет. Саймон, ты умеешь стрелять? Саймон, ты был секретным агентом на Марсе? Где Гойя, где ведьмы, Саймон? Каких чудовищ рождает твой сон?
Первые погружения в подсознание Саймона не лишены комизма: громилы-подельники во главе с элегантным Фрэнком еще не поняли правил поведения в чужом сне и тупо стоят с озадаченными лицами. Но, освоившись, все участники сновидения начинают буянить так, что к середине «Транса» уже неважно, кто кого надул, использовал и чем дело кончится.
Поразительно, что эта галлюциногенная молотилка функционирует совершенно механически. Ум и сердце задействованы тут разве что в прикладном медицинском смысле. Ладно бы страдала только логика. Но и гипнотического в «Трансе» не больше, чем в работе томографа и прибора для снятия кардиограммы. Картинки получаются яркие, ритм мощный, синусовый, патологических изменений в ткани кинематографа не выявляется. Кроме томографии, никаких чудес.
В прокате с 4 апреля