Премия Белкина: Ирина Поволоцкая написала о старом по-новому


Лауреатом премии Ивана Петровича Белкина, вручаемой за лучшую повесть года, стала Ирина Поволоцкая с повестью «Пациент и Гомеопат». Каждый синтаксический жест этой повести, плавность переходов от судьбы к судьбе, каждый взбрызг растаявших снежинок, летящих с платка юной героини прямо в нос влюбленного в нее героя, выдают опытного мастера, зоркого особой писательской зоркостью.

Пространство повести плотно заставлено предметами послевоенной Москвы – стол с инвентарными знаками на ножках, старенькая качалка, австрийский аккордеон с перламутровыми клавишами, трофейный приземистый «нэш», пальто с мерлушковым воротником. Качаются, сидят, ездят, носят, в общем, пользуются всем этим полный веснушчатый ученый Евгений Бенедиктович Лючин с больным сердцем, его возлюбленная Леля, его начальник, которому грозит увольнение, если не что похуже, водитель Коля – фронтовик, побывавший в плену и потому не имеющий шансов поступить в университет.

Но стоп... Сколько раз мы уже читали и о послевоенной Москве, и о привычке Хозяина работать ночью, и об атмосфере страха, слитой с обычной человеческой жизнью, влюбленностями и болезнями. Кажется, призрак вторичности так и завис над подобными историями. Но нет – Ирине Поволоцкой удалось почти невозможное – рассказать об этих вещах и людях настолько сентиментально, сердечно и живо, что вопрос о вторичности снимается сам собой, как снимается он при встрече с живыми людьми, даже если они кого-то нам напоминают. Так что, выбрав эту спокойную, мудрую, полную примиренности с неизбежным повесть, жюри (Юрий Буйда, Денис Драгунский, Алексей Алехин, Леонид Бахнов и Евгений Богатырев) совершило вполне безупречный выбор. Вряд ли и остальные финалисты (приз – 50 000 руб.) – Дмитрий Верещагин, Дмитрий Ищенко, Геннадий Прашкевич и Владимир Холодов – обиделись.

Премия для критиков «Станционный смотритель» на этот раз досталась Анне Кузнецовой и Андрею Василевскому; учительское жюри специально отметило своего любимого автора – Эдуарда Веркина.