Жак Ренуар: Вижу прадеда
В российский прокат выходит фильм «Ренуар. Последняя любовь» (Renoir). Он снят по книге, которую написал Жак Ренуар – правнук художникаДед Жака Ренуара – Пьер, старший сын художника Огюста Ренуара, знаменитый актер. Отец – Клод Ренуар, оператор почти всех фильмов дяди, кинорежиссера Жана Ренуара. Сам Жак Ренуар много лет работал оператором на фильмах Кусто, а в последние годы отдался другой своей страсти – фотографии. Но сегодня он, принимая корреспондента «Ведомостей» в семейном доме Ренуаров в Шампани, где теперь открыли музей, говорил с нами как писатель.
– Фильм «Ренуар» основан на вашей книге «Любовный портрет».
– Да, с той разницей, что книга охватывает период с 1913 по 1919 г., тогда как режиссер выбрал только один год, 1915-й, когда в жизнь Ренуаров входит красавица Андре Хешлинг – последняя натурщица Огюста и муза будущего кинематографиста Жана. Из многочисленных персонажей моей книги он тоже выбрал только этих троих и еще младшего сына Ренуара, Коко. Это своего рода семейная история при закрытых дверях, с присущими таким историям тайнами и любовным конфликтом, который противопоставляет Огюста и его сыновей. Ренуар, несомненно, тоже влюблен в эту женщину, но не может проявлять свои чувства иначе как в красках.
– Откуда вы черпали информацию – из документов, воспоминаний близких?
– О Жане и Огюсте Ренуаре очень много написано. Потом, я хорошо помню Жана и Коко и в меньшей степени моего деда Пьера Ренуара, который умер в 1952 г., когда я был еще маленьким. И есть, конечно, семейные предания. Кроме того, я и сам жил в тех местах, которые описываю в «Любовном портрете»: в усадьбе художника Сollettes в Cagnes-sur-mer, где происходит действие фильма, и в его доме в Эссуа, в Шампани, куда Ренуары переезжали на лето. Мальчишкой я играл в мяч с приятелями посреди его картин, мы устраивали картинг на его инвалидном кресле, а в его мастерской разрисовали все стены! Я много лет работал над этой книгой, мне хотелось десакрализировать образ Ренуара, ведь для меня он – не просто великий художник, а часть моей семьи. Такой же, как любая другая. Мне хотелось показать Ренуаров так, чтобы каждый читатель мог немного узнать в этой семье свою собственную.
– Это первый фильм, посвященный Огюсту Ренуару. Настолько режиссер верен исторической правде?
– Изначально я тоже написал киносценарий. Но им никто не заинтересовался. Тогда я решил переделать его в книгу – в надежде, что она когда-нибудь привлечет внимание кинематографистов. Так и получилось. Но любой фильм, как вы понимаете, – это фантазия режиссера на тему. И мне, например, кажется, что Жан Ренуар вряд ли был таким уж инфантильным, как в картине Бурдоса. Зато я был совершенно потрясен Мишелем Буке в роли Огюста. Настолько, что во время просмотра мне казалось, что я вижу перед собой не актера, но моего прадеда. Замечательная работа оператора, сумевшего передать в кадре особый свет, разлитый в картинах Ренуара. В фильме очень точно передан характер Коко. Ему всего 14 лет, и он страдает оттого, что его отец – немощный старик, который его очень любит, но совсем им не занимается, погружен полностью только в свою живопись. Хотя, надо сказать, Ренуар позаботился о том, чтобы после его смерти сыновья жили безбедно, оставив им 750 картин!
– Что значит носить такую фамилию – Ренуар?
– Конечно, гордость. Но с другой стороны, нужно всю жизнь нести бремя сравнений. Я долго тяжело переживал, когда меня сравнивали с другими Ренуарами. В отрочестве со мной произошла такая история. Я тоже начал рисовать, и одна знакомая нашей семьи, увидев мой очередной опус, много восхищалась и сказала, что покупает картину. Через день она послала к нам шофера с пятисотфранковым билетом – по тем временам изрядная сумма, – чтобы забрать картину. Я был очень горд. Но через некоторое время раздался телефонный звонок: «Дорогой, ты же забыл подписать свою работу». – «Как же, смотрите внимательно, я подписался моим именем, Жаки». – «Нет-нет, ты должен обязательно написать фамилию, я высылаю к тебе шофера с картиной». Когда тот приехал, я отдал ему деньги, и на этом карьера художника была для меня закончена.