Анимационный фестиваль в Суздале: Союз мультфильмов

У Открытого российского анимационного фестиваля в Суздале появились амбиции стать главной мультинституцией в стране
«Снежинке» Натальи Чернышевой достаточно черно-белой гаммы/ Открытый Российский фестиваль анимационного кино

В этом году фестиваль оказался существенно масштабнее, чем в прежние годы: международные показы, конгресс, посвященный анимационной индустрии, мастер-классы, первый питчинг проектов, форум анимации стран СНГ, Балтии и Грузии и т. д. «Суздаль» решил собрать вокруг себя все: от специальных научных исследований до рынка. И амбиции эти поддержаны финансирующим фестиваль Министерством культуры.

Все дополнительные события, конгрессы и форумы сосредоточены вокруг анимационного конкурса, который в большой степени является отчетным показом всей отечественной анимации, сделанной за год. Но именно через «боковые» мероприятия в нашу анимацию, которая не любит чужаков и в последние годы несколько закисла в собственном соку, могут быть втянуты новые идеи и новые силы. А то, что в этом году жюри основного конкурса наполовину состояло из людей, к анимации отношения не имеющих, выглядело не только рискованно, но и смело (кроме художника Веры Кудрявцевой, режиссера Екатерины Соколовой и аниматора Андрея Парыгина в жюри вошли композитор Александр Маноцков, писательница Марина Москвина и кинорежиссер Борис Хлебников). Таким образом, список призов дал возможность увидеть анимационный расклад свежими глазами (бывает же, что кино, восхищающее коллег мастерством, постороннему зрителю кажется не слишком интересным). И это не отменяло профессиональный счет, для которого в Суздале традиционно есть рейтинг фильмов среди участников фестиваля.

Вот краткие итоги всех жюри и рейтингов. Снова на подъеме сказочный цикл «Пилота», хотя теперь он выглядит победой не студии («Гора самоцветов» перестала смотреться как цельной проект, теперь это скорее набор фильмов под общей маркой), а достижением отдельных режиссеров. Гран-при фестиваля взяла трагическая татская легенда «Бессмертный» в постановке одного из лучших отечественных режиссеров Михаила Алдашина, вернувшегося в анимацию через восемь лет после последнего фильма. Неожиданным лидером фестиваля оказалась совсем новая студия «Пчела», снимающая чудесные детские альманахи. Все ее картины получили важные призы, а больше всех – сделанная в лучших традициях старого «Союзмультфильма» черно-бело-красная «Снежинка» Натальи Чернышевой о негритенке, мечтавшем о снеге. Она восхитила Юрия Норштейна и выиграла особый Приз Александра Татарского, приз критики и первое место в профессиональном рейтинге. А свежая, веселая без сюсюканья «Моя мама – самолет» Юлии Ароновой получила награду за лучший детский фильм и четвертое место в рейтинге. Ну и главное открытие фестиваля – Роман Соколов с фильмом «Друзья», светлой хипповско-буддистской притчей о человеке, идущем по миру с маракасом и отдающем все тем, кому нужна помощь (приз за лучший дебют и второе место в рейтинге). Соколов давно работает на студии «Петербург», снимающей «Смешарики», и можно только радоваться тому, что в последние несколько лет коммерческая студия потихоньку дает своим режиссерам дебютировать с авторскими фильмами, и каждый раз кино получается отличное.

Суздаль