"Доспехи бога-3: Миссия Зодиак": Джеки Чан вернулся за культурными ценностями
В комедийном боевике «Доспехи бога – 3: миссия Зодиак» Джеки Чан неожиданно занялся проблемами реституции. Но разве нам было когда-нибудь важно, по какому поводу он устраивает клоунадуВедь что главное в комедии с Джеки Чаном? Смешно ли он прыгает, остроумно ли раздает оппонентам пинки и оплеухи, сочинил ли какой-нибудь небывалый опасный трюк и много ли сломал костей, пытаясь его исполнить. В этом смысле «Миссия Зодиак» («Доспехи бога» к названию Chinese Zodiac приделали наши прокатчики) удачно начинается и заканчивается, а вот в середине мастер комического кунг-фу явно экономит силы.
Центральные полчаса заняты несусветной ахинеей на тропическом острове, куда герой Джеки Чана с компанией прибыл добывать сокровища чьего-то прадедушки, а там, натурально, пираты Карибского моря и примкнувшие к ним недоумки в гавайских рубахах. И те и другие одинаково несмешные, весь длинный эпизод с золотом в кустах задуман, кажется, единственно ради спуска в море на гигантском бревне, которое летит с горы сквозь заросли. Сидящие верхом барышни отчаянно визжат, а хитрый Чан кричит, чтобы им было страшнее.
А еще Джеки Чану не идет молодиться. В свои пятьдесят восемь он по-прежнему на зависть ловок и гуттаперчев, но крашенные в каштановый цвет волосы едва не портят весь эффект. Старшие коллеги Сталлоне и Шварценеггер не позволяют себе такого легкомыслия. Правда, у них иной, более лаконичный стиль и совсем другая весовая категория. Там, где Арни и Слаю достаточно взглянуть исподлобья и напрячь все еще внушительный бицепс, Джеки Чану приходится примерить десяток ужимок, сделать тридцать три мелких движения руками и ногами, раза четыре упасть и раз десять уронить всех, кто находится в кадре. Иногда это порождает лишнюю суету.
То же самое со сценарием, представляющим собой не столько цельный сюжет, сколько комическое ревю, наспех связанное историей про розыски дюжины бронзовых голов животных, символизирующих знаки китайского зодиакального цикла. Сначала герой Джеки Чана, притворяясь журналистом National Geographic, ворует их для аукционного мошенника (Оливер Платт), занятого производством подделок. Но постепенно под влиянием симпатичной студентки-соотечественницы проникается патриотической идеей возвращения культурных ценностей на историческую родину.
Кроме ученой китаянки в сюжетной вакханалии с головами драконов, кроликов и удавов участвуют двое молодых ассистентов героя (муж и жена на грани развода, тоже китайцы и мастера боевых искусств) и простодушная француженка, наследница собирателя древностей: «О, вы интересуетесь антиквариатом! Поедемте в мой особняк!» (это, кстати, типичный пример сюжетной связки в «Миссии Зодиак»). В кульминации фильма про мадемуазель закономерно забывают, потому что она бесполезна в бою. Но, честно говоря, к этому моменту публике уже совершенно все равно, по какому поводу Джеки Чан мутузит два десятка человек, используя все, что попадается под руку, под ногу и под любые другие части тела.
Два других ударных эпизода логично помещены в пролог и в финал. В первом Джеки Чан устраивает опасный слалом в костюме, на котором укреплено множество роликов, позволяющих ехать на животе, спине, локтях и коленях, прицепляться к днищу машины или влетать в канализационную трубу. Во втором Джеки Чан устраивает боевую сцену с участием парашютистов в свободном полете. Парашютисты, не раскрывая парашютов, падают в жерло вулкана, отбирая друг у друга бронзовую голову дракона, роняя ее, догоняя и снова роняя. И если сейчас вы задумались о том, почему у бронзовой головы и дерущихся людей разное ускорение свободного падения, то новый фильм Джеки Чана определенно не для вас.