"Ольга Тобрелутс. Новая мифология": Много богов на выставке гранд-дамы петербургского неоакадемизма
«Ольга Тобрелутс. Новая мифология» – выставка самой почитаемой петербургской художницы поколения восьмидесятых, певца античных богов и богемных героевРетроспектива Ольги Тобрелутс, подготовленная совместно с галереей «Триумф», занимает четыре этажа Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке. Вместительное пространство наполнено изображениями героев и богов, величественных и суровых в своем телесном совершенстве. Сурова и надпись при входе, прямо вопрошающая зрителя, с чего приперся, простите, пришел к художнику «Магу и Волшебнику» – не просто ли похихикать?
Нет, тут не до смеха. Ольга Тобрелутс – уважаемый художник, чьи работы хранят первые музеи страны, гранд-дама петербургского художественного мира, шутя созданного в начале 1980-х гг. под руководством Тимура Новикова. Одна из первых и правоверных членов «Новой академии», провозгласившей борьбу с модернизмом красоты ради. Все, что сделала Тобрелутс за последние четверть века, наверное, не вместилось в выставку, но так можно подумать.
В залах не продохнешь от произведений с героическими профилями и обнаженными телами. Тесно от идей, которые эти работы манифестировали: шуточных и богемно-игривых, как фотодокументация перформанса «Золотой осел» или фотоколлажи «Имперские отражения», совершенно серьезных, как в больших постановочных фотокартинах, подробно иллюстрирующих патетическую драму идей Генриха Ибсена «Кесарь и Галилеянин».
Техник, в которых Тобрелутс работала, тоже много. Она стремится быть впереди (высокие красавицы не ходят в отстающих), освоила компьютерную графику в 80-е, а сегодня пишет маслом по холсту совершенно серьезно, напрашиваясь на сравнение с великими ренессансными мастерами, пусть и не в свою пользу. Играет в академизм она тоже не шутя.
Перманентные опыты по скрещению героического прошлого с современностью, нахождение картинного святого Себастьяна в экранном Леонардо Ди Каприо или мраморного Геракла в голом американском пехотинце редко, но прерываются критикой современности. Тогда появляется Венера-анорексичка.
Но больше всего теснят на выставке Тобрелутс цитаты. Не только из античного и старого искусства, но из петербургской истории-мифологии. В каталоге Аркадий Ипполитов рассказывает, что Ольга Тобрелутс выросла в ленинградском Мурине. Около неоклассической церкви, превращенной в скульптурную мастерскую, стояли там готовые памятники воинам. И кажется, что детские впечатления до сих провоцируют ее заселять питерское пространство, всегда наполненное античными героями, пусть иногда в касках или с веслом, все новыми персонажами. Ну и «Новая академия» – большая аллюзия на Петербург Серебряного века, где Ольга Тобрелутс – одна из главных героинь. Заслуги ее в утверждении новой петербургской мифологии неоценимы, она даже перегрузила собственную персональную выставку, чтобы миф выглядел убедительно.
До 24 февраля