Продажи супердорогих яхт продолжают расти, несмотря на кризис

Главные заказчики — из Китая, Мексики, Бразилии и России
Bloomberg
Bloomberg

Пара спален — самое меньшее, что можно ожидать от современной яхты класса люкс, длиной более 30 м и стоимостью более $16 млн. Однако покупатели из Китая и других развивающихся стран предъявляют другие требования к яхтам: оборудованные средствами связи залы для совещаний, караоке-студии и салоны для игры в маджонг. Именно такие заказы помогают удержаться на плаву европейским производителям яхт класса люкс, тогда как производство менее дорогих судов сокращается на фоне экономических проблем.

Согласно недавнему исследованию американской консалтинговой компании Bain & Company, в 2012 г. ожидается рост мировых продаж яхт на 2% до 7 млрд евро ($9,33 млрд), что будет худшим показателем на всем рынке предметов роскоши, который оценивается в 212 млрд евро. При этом мировые продажи моторных яхт длиной от 6 до 30 м сократились на 30% по сравнению с 2008 г.

Однако супербогатые клиенты по-прежнему готовы тратить астрономические суммы на демонстрацию своего богатства, и спрос на самые дорогие яхты продолжает расти. Мировые экономические индикаторы значат очень мало на этом рынке, а вот сервис решает все. «Для нас совершенно не важно, снизится ли экономический рост в Китае на пару процентов или рецессия в Англии усилится троекратно: все эти факторы абсолютно не влияют на способность наших клиентов тратить деньги», - говорит управляющий директор британского производителя роскошных яхт Sunseeker Стюарт МакИнтайр.

Компания отчиталась о росте продаж на 5% за прошедший финансовый год. Ее продукция находится в самом верхнем ценовом сегменте рынка яхт класса люкс. Последняя модель, 115 Sport Yacht, представленная в Лондоне на прошлой неделе, стоит $14,5 млн, месяц ее эксплуатации обойдется в $16 000. Sunseeker планирует повторить прошлогодний успех и в текущем году и нанимает дополнительный персонал, так же как и ее главный конкурент - Princess Yachts, принадлежащая LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton.

Великобритания сейчас лидирует в мировом производстве роскошных моторных яхт. По данным Британской морской федерации, в прошлом году объем продаж составил 2,86 млрд фунтов. Греция и Италия — традиционные конкуренты — сдали позиции из-за кризиса в еврозоне.

По данным производителей, спрос в самой высокой ценовой категории формируют богатейшие граждане таких стран, как Китай, Мексика, Бразилия и Россия. Иногда заказы поступают из Египта, Ливана и других стран Ближнего Востока. Такие клиенты свободно перемещаются по мировым столицам и имеют сделанные на заказ частные вертолеты и роскошные автомобили.

Тем не менее, после кризиса 2008 г. потребительские привычки поменялись и в этом секторе экономики. "Клиенты теперь менее склонны тратить деньги, но когда они все же их тратят — то тратят много и быстро", - говорит управляющий директор LVMH Крис Гейтс. Средние сроки поставки яхт сократились с 18 месяцев до менее года, добавляет он.

При строительстве большинства роскошных яхт используются разработанные заранее корпус и надпалубные сооружения, а весь интерьер может быть выполнен по спецзаказу. Именно это привлекает самых богатых клиентов. Помимо залов для совещаний и караоке-студий можно заказать винный подвал, панорамные салоны и ванные, оснащенные джакузи.

При этом продажи яхт среднего класса, т.е. длиной от 12 до 18 м и стоимостью до $800 000, в последнее время сократились. Потенциальные покупатели выбирают судно меньшего размера или приобретают подержанное.

Алистер Шофилд, генеральный директор компании Fairline Boats, производящей в основном суда длиной 12-18 м, говорит, что «компания столкнулась с серьезными трудностями» в этом сегменте. Рынок небольших судов сокращается, тогда как спрос на яхты в высшем ценовом сегменте сохраняется устойчивым.

Перевела Надежда Дмитриенко