Фильм "Облачный атлас": Всюду Хэнкс

Экранизация романа Дэвида Митчелла «Облачный атлас» (Cloud Atlas) похожа на циклопическое шапито, одновременно величественное и нелепое
outnow.ch

Было бы правильнее сочинять рецензию на эту картину вдвоем, а еще лучше втроем, как дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик – письмо из Простоквашино. Чтобы вышел такой же стилистический винегрет, как у режиссеров Тома Тыквера, Энди и Ланы Вачовски.

В 172 минуты «Облачного атласа» упаковано шесть параллельных историй. Действие мечется из 1930-х в 1970-е, из 2012-го в 2144 г., из середины XIX в. в постапокалиптическое будущее с новым летоисчислением. Только успевай следить за тем, кого в очередном эпизоде играют Том Хэнкс и Хэлли Берри, а также другие более или менее знаменитые артисты. Таким театральным способом постановщики воплощают идею реинкарнации и компенсируют хлипкие связи между сюжетами, которые чередуются в режиме быстрого переключения телеканалов. На одном показывают образцовый триллер 1970-х про бесстрашную журналистку, которая охотится за секретным докладом о состоянии атомной энергетики. На другом идет «Клуб кинопутешественников» с исторически-детективным сюжетом: в каюте парусника, пересекающего Тихий океан, алчный доктор травит ядом добродетельного нотариуса. На третьем крутят недурное комическое шоу (правда, сильно подпорченное русским дубляжом) с Джимом Бродбентом, организующим побег из дома престарелых. На четвертом дают драму о гении и злодействе: старая крыса композитор доводит до самоубийства одаренного секретаря-гея, сочиняющего симфонию «Облачный атлас». На пятом продолжается «Матрица», помещенная в футуристический Нео-Сеул, где революционеры с оружием в руках борются за равные права людей и клонов. На шестом происходит самое удивительное: Том Хэнкс изображает грядущего папуаса, а Хэлли Берри прилетает к нему на корабле с термоядерным двигателем и просит проводить в святилище предков. Кажется, это нечаянная пародия на «Аватар».

Идея, ради которой воздвигнута циклопическая киноконструкция, состоит в том, что все в мире взаимосвязано, а люди (и клоны) разных рас, сословий и сексуальных ориентаций должны быть равными и свободными. Поэтому в прошлом, настоящем и будущем кто-нибудь обязательно разрушает границы, совершает что-то бескорыстное ради спасения другого или освобождения человечества. С небольшими вариациями все это проговаривается раз пятьдесят, отчего в «Облачном атласе» параллельно сюжетному драматизму возрастает идейный оптимизм.

Чтобы немного умерить пафос, одна из историй освобождения (в доме престарелых) разыграна в комедийном регистре. Но на снижение работает, конечно, и вся маскарадная вакханалия «Облачного атласа». Повсюду шныряет, меняя маски зла, знаковый для Вачовски актер Хьюго Уивинг. Теперь ему сочувствуют даже рецензенты, подметившие, что Уивингу, как обычно, достались исключительно роли плохишей, в то время как остальные участники шоу провели экранное время более разнообразно. На самом деле это не вполне справедливо. Приглядитесь, какие морды натягивает тут Хью Грант.

Между прочим, напрасно натягивает. Зло в «Облачном атласе» бессильно, потому что никто никогда не умирает насовсем. С неба звездочка упала, стала родимым пятном, по нему-то милого и узнаешь. Если убить влюбленных в одном месте, они в другом поженятся.