Выставка номинатов премии Кандинского: Лучшие работы современного искусства 2012 года погубил «Ударник»
Выставка номинантов Премии Кандинского проходит в здании кинотеатра «Ударник», где лучшие произведения отечественного современного искусства 2012 года погублены люстрами и ковролиномВ здании «Ударника» должен быть кинотеатр – для чего и был спроектирован этот памятник конструктивизма. Что ясно каждому, кто на него просто посмотрит. Архитектурные памятники, чтобы жить долго и деятельно, должны выполнять естественные для них функции. Но «Ударник» будет музеем современного искусства, и с этим ничего не поделаешь – он уже сдан в долгосрочную аренду культурному фонду «Арт хроника», который и сделает чудовищную операцию: превратить кинотеатр в музей современного искусства не легче, чем из убитого слона сделать здравствующего бегемота.
Здание новым хозяевам уже отомстило, попортив своими стенами все лучшее современное искусство 2012 года, отобранное в длинный премиальный список экспертным советом. Работы двадцати зрелых и пятнадцати молодых художников трудно понять и разглядеть, так что зрители, не видевшие их раньше, могут не оценить подлинного масштаба «Вселенского разума» почвенника Николая Полисского (на выставке тесно даже фрагменту), сложносочиненного (с отсылками к старой живописи) видео «Священная аллегория» западников AES+F, демонических скульптур-мутантов мифолюбца Гриши Брускина. Всем трем главным претендентам на звание лучшего проекта года (и 40000 евро) в отведенном месте тесно, просто дышать нечем. Да еще глыбы из «Нового Вавилона» Виталия Пушницкого мешают проходу.
Едва заметны и мало понятны в упрощенном предъявлении «Коридор КД» Андрея Монастырского и «Веерное отключение» Андрея Филиппова.
Кирилл Светляков, куратор выставки, объясняет, что произведения в разных помещениях зала образуют некие «парадоксальные связи». Однако их трудно проследить, особенно в подвальном этаже, где жуткий ковролин, оставшийся в наследство от бывшего здесь казино, прежде всего бросается в глаза и долго там царствует в одиночестве.
На пользу он идет только «Тотальной молитве» Аладдина Гарунова, включающей в себя коврики для молитвы в мечете. Эта многосоставная работа о неподконтрольной религиозной истовости вместе с «Голубиной почтой» Юрия Шабельникова (сложенные самолетиком страницы Священного Писания с соответствующими цитатами пронзают военную каску, попадают в клетку, появляются на мрачных картинах) говорят о религии серьезнее и глубже, чем не вошедшая в длинный список акция Pussy Riot в храме Христа Спасителя.
Религиозно-метафорически можно прочесть и «Иконы» Дмитрия Гутова – из полосок ржавого металла образ Богоматери возникает, только если стоишь перед ним. Но автор-марксист предпочитает прямую перспективу – от четкого лика до металлического хаоса беспредметного искусства.
Завершающая длинный список изящная рефлексия о судьбе старых вещей «Новые формы жизни» Наталии Зинцовой (попавшей на выставку после того, как группа Electroboutique и Игорь Мухин отказались участвовать в конкурсе) также осмысленная, метафорическая и принципиально рукодельная работа. А эксперты премии оценили ее ниже всех произведений на выставке. Pussy Riot, кстати, получили еще меньше баллов.
Кажется, что в этом году на премию выдвинуты только очень достойные произведения, даже среди номинантов на звание лучшего проекта молодого художника (и 10000 евро) не найдешь ничего пустого или пошлого. Есть вещи глубокомысленные («Завод «Утопия» группы ЗИП), эстетские («Мастер 3-его разряда» Романа Сакина), остроумные («Кустракита над рекой» Владимира Грига), социальные (фотографии Анастасии Хорошиловой и рисунки Марии Сафроновой) и даже протестная акция группы художников «Плэнер», написавших Кремль белым по белым холстам, – невидимым и невоспроизводимым.
Отечественное современное искусство, оказывается, не в кризисе. Если бы выставку Премии Кандинского, как и прежде, провели на свободе, в Центральном доме художника, можно было бы подумать, что оно на полном подъеме.
До 16 декабря