В Музеях Кремля показывают быт английского двора
На выставке «Золотой век» можно познакомиться с элементами повседневной жизни королей АнглииВ Музеях Кремля открылась выставка «Золотой век» английского двора: от Генриха VIII до Карла I». Экспонаты предоставили ведущие музеи Великобритании, в том числе Музей Виктории и Альберта, Национальная портретная галерея, Королевская коллекция.
Музеи Кремля уже показывали сокровища Медичи, французской короны, османских султанов. Теперь – лучшее, что было создано (и сохранилось) от «золотого века» в истории Англии, XVI – первой половины XVII столетия, времени правления Тюдоров и первых Стюартов, когда Англия переживала период расцвета и военной мощи. Выставка призвана наглядно рассказать о пышной придворной жизни, быте, вкусах времени и сменявших друг друга художественных эпохах.
Здесь и портрет Генриха VIII, написанный Гансом Гольбейном Младшим, и образы Карла I и Генриетты-Марии, выполненные в мастерской ван Дейка (сам Карл, большой коллекционер и поклонник искусства, покровительствовал ван Дейку и Рубенсу). Но самым любопытным считается так называемый Хэмпденский портрет Елизаветы I (название связано с Хэмпден-хаусом, поместьем Бекингемов, где работа долгое время хранилась). Исследователи полагают, что этот роскошный портрет был написан по заказу фаворита королевы графа Лестера, который надеялся, что она согласится стать его женой. Помимо парадных изображений монархов, на выставку приехала большая подборка миниатюры, непременного атрибута любого европейского интерьера того времени. В числе прочих здесь работы британских мастеров Исаака Оливера и Николаса Хиллиарда. Последний, в частности, выполнил миниатюру внутри так называемой камеи Дрейка – подвески, которую Елизавета I даровала мореплавателю Фрэнсису Дрейку. Подвеска настолько ценная и редкая (большая часть таких вещей пропала, была разъята и переплавлена в период Английской революции), что обладает в Англии статусом «национального сокровища». Драгоценность до сих пор находится в собственности потомков знаменитого мореплавателя.
В экспозиции будет много вещей, рассказывающих о придворном быте, причем не только о пышности и роскоши, но и, как пояснила куратор выставки Ольга Дмитриева, «о специфических формах, языке этой культуры, об эмоциях». Можно увидеть элементы убранства интерьера: деревянную резьбу или шпалеры, а также столовые приборы и сосуды, которые использовали во время застолий, например, мемориальное блюдо королевы Елизаветы I. Представлены и вещи, необходимые во время охоты или прогулок, среди них – богато украшенный стальной швейцарский «Гольбейновский» кинжал с ножнами. Также будут костюмы, образцы вышивок, тканей, которые использовали и для одежды, и для декора мебели или книг. Так, выставлена Библия 1615 года с гобеленовой обложкой, выполненной в мастерских Уильяма Шелдона, самом известном производстве гобеленов того времени после королевского. Рядом такие же гобеленовые кошелек и игольница. Не обошлось и без любимого монархами театра – в экспозиции есть первое фолио Шекспира, знаменитое посмертное издание его пьес, которым занимались его друзья.
Некоторыми вещами поделилась с московским зрителем сама королева Елизавета II. Именно с ее согласия в Кремль доставили доспех Генриха VIII, который хранится в королевской коллекции. Он занимает центральное место в части экспозиции, посвященной рыцарству, и дает яркое представление о монархе. «Дорогие доспехи того времени делали по мерке как у портного, – рассказала Ольга Дмитриева. – Этот доспех создает эффект живого присутствия короля. Мы видим, какой он был мощный, атлетически сложенный человек, у него был гигантский рост для того времени – 183 см». Кстати, именно Генрих VIII стал создателем королевских оружейных мастерских в Гринвиче, которые делали дорогие доспехи не без намерения затмить французский двор.
26 октября – 27 января
Одностолпная палата Патриаршего дворца и выставочный зал Успенской звонницы