Шанхайская биеннале: Московские художники рассказали китайцам о сокровенном
В Шанхае проходит девятая биеннале современного искусства, куратор Цю Чжицзе полагает, что за полгода работы ее посетит не меньше миллиона человекШанхайская биеннале отличается от больших международных выставок современного искусства только количеством китайских художников – впрочем, их везде много.
Подъехав к новому месту нахождения биеннале – свежевозведенной из руин бывшей электростанции, готовой к превращению в музей, – можно подумать, что ты в Москве или Киеве. Над фасадом горят неоновые надписи, одна на русском – «дворец культуры энергетик». Французская группа Claire Fontaine воспроизвела надпись на доме в Припяти, напоминающую о чернобыльской катастрофе. На русский взгляд она может смотреться и ироническим определением всего происходящего – на просторах четырех этажей сияет множество неоновых конструкций и надписей.
Самая главная, с огромными желтыми иероглифами, от классика-концептуалиста Джозефа Кошута. Недалеко от него – другой классик, Борис Михайлов, с трагическими фотографиями бомжей, ставшими уже хрестоматийными.
Название биеннале – «Реактивация» – многозначно, внутри выставки выделены еще несколько тем, чтобы хоть как-то систематизировать разнообразное и разнонаправленное искусство со всего мира. Работы знаменитостей соседствуют здесь с опытами молодых, социальные проекты – с развлекательными аттракционами (иногда высокотехнологичными) и зрелищными инсталляциями. Зрители сосредоточенно рассматривают все, особенно пристальны совсем наивные с виду, очень хотят понять, что видят.
Главный куратор (а в этом году здесь четыре куратора) – художник Цю Чжицзе на вопрос, на какого зрителя он рассчитывает, ответил, что делается биеннале (на деньги муниципалитета самого большого и интенсивно развивающегося города мира) в основном для молодежи и студентов, но, конечно, хочется, чтобы разные люди были удовлетворены.
Отсутствие идеологической зашоренности и идейной упертости делают Шанхайскую биеннале привлекательной и демократичной. Парадоксально, но в подцензурном Китае художников показывают свободнее, чем на европейских выставках, политизированные кураторы которых зациклены на радикализме, левизне и социальности.
Русские художники на биеннале заметны не только благодаря куратору Борису Гройсу, пригласившему Ольгу Чернышеву. Новшество Шанхайской биеннале – павильоны тридцати городов, представительство Москвы организовал Stella Art Foundation. Анатолий Осмоловский с золотыми танками и сложенными в чемоданы работами учеников, Андрей Филиппов с двуглавой гильотиной, Дмитрий Гутов с наглядным пособием о муках марксиста должны представлять постсоветскую озабоченность поиском идентичности. Китайские зрители им сочувствуют, из павильона долго не выходят.