Шанхайская биеннале: Московские художники рассказали китайцам о сокровенном

В Шанхае проходит девятая биеннале современного искусства, куратор Цю Чжицзе полагает, что за полгода работы ее посетит не меньше миллиона человек
О. Кабанова
О. Кабанова / Ведомости

Шанхайская биеннале отличается от больших международных выставок современного искусства только количеством китайских художников – впрочем, их везде много.

Подъехав к новому месту нахождения биеннале – свежевозведенной из руин бывшей электростанции, готовой к превращению в музей, – можно подумать, что ты в Москве или Киеве. Над фасадом горят неоновые надписи, одна на русском – «дворец культуры энергетик». Французская группа Claire Fontaine воспроизвела надпись на доме в Припяти, напоминающую о чернобыльской катастрофе. На русский взгляд она может смотреться и ироническим определением всего происходящего – на просторах четырех этажей сияет множество неоновых конструкций и надписей.

Самая главная, с огромными желтыми иероглифами, от классика-концептуалиста Джозефа Кошута. Недалеко от него – другой классик, Борис Михайлов, с трагическими фотографиями бомжей, ставшими уже хрестоматийными.

Название биеннале – «Реактивация» – многозначно, внутри выставки выделены еще несколько тем, чтобы хоть как-то систематизировать разнообразное и разнонаправленное искусство со всего мира. Работы знаменитостей соседствуют здесь с опытами молодых, социальные проекты – с развлекательными аттракционами (иногда высокотехнологичными) и зрелищными инсталляциями. Зрители сосредоточенно рассматривают все, особенно пристальны совсем наивные с виду, очень хотят понять, что видят.

Главный куратор (а в этом году здесь четыре куратора) – художник Цю Чжицзе на вопрос, на какого зрителя он рассчитывает, ответил, что делается биеннале (на деньги муниципалитета самого большого и интенсивно развивающегося города мира) в основном для молодежи и студентов, но, конечно, хочется, чтобы разные люди были удовлетворены.

Отсутствие идеологической зашоренности и идейной упертости делают Шанхайскую биеннале привлекательной и демократичной. Парадоксально, но в подцензурном Китае художников показывают свободнее, чем на европейских выставках, политизированные кураторы которых зациклены на радикализме, левизне и социальности.

Русские художники на биеннале заметны не только благодаря куратору Борису Гройсу, пригласившему Ольгу Чернышеву. Новшество Шанхайской биеннале – павильоны тридцати городов, представительство Москвы организовал Stella Art Foundation. Анатолий Осмоловский с золотыми танками и сложенными в чемоданы работами учеников, Андрей Филиппов с двуглавой гильотиной, Дмитрий Гутов с наглядным пособием о муках марксиста должны представлять постсоветскую озабоченность поиском идентичности. Китайские зрители им сочувствуют, из павильона долго не выходят.