"Аполлон Мусагет" в Большом театре: Боги должны быть молодыми
Большой театр, в этом сезоне запланировавший пять балетных премьер, начал с классики – с «Аполлона Мусагета» Джорджа БаланчинаУвидеть собственного «Аполлона» Москва мечтала с тех пор, как на наши сцены в 1990-х прорвались первые постановки Баланчина. Получасовой падекатр олимпийского бога, экзаменующего трех муз, в 1928 г. стал основой новой балетной мифологии и нового направления – неоклассицизма. Сегодня «Аполлон» представляет такой же образец идеальной балетной гармонии, как «Жизель», «Спящая красавица» и «Тени» из «Баядерки».
Большой театр уже несколько десятилетий культивирует тот тип танцовщика, для которого и создана роль сошедшего с Олимпа Аполлона. Можно только скорбеть, что балет Баланчина не встретился с Александром Годуновым, чья скандинавская сдержанность скрывала вулканическую энергию, или с воплощавшим элегический покой Александром Богатыревым.
Виктория Саймон, которую прислали для переноса «Аполлона» из Америки («постановка подготовлена в сотрудничестве с Фондом Баланчина и выполнена в соответствии со стандартами стиля Баланчина и техники Баланчина, установленными и предоставленными фондом», – подчеркивают все афиши и программы премьеры), и вовсе сделала нестандартный ход. В Большом она обошлась без тех танцовщиков, которые неоднократно танцевали балеты хореографа. Американский репетитор, некогда выбраннная для этой работы самим Баланчиным, остановила внимание на новом поколении артистов.
Тем не менее среди двух первых составов (а к премьере подготовлено три) появился исполнитель, имеющий все шансы стать подлинным балетным Аполлоном – внешне безупречным, психически подвижным, откликающимся на прихотливые изменения ритма Стравинского. Артем Овчаренко отлично обыграл и трогательное выпутывание бога из пеленок при рождении, и резвое становление на ноги, напомнившее фильмы о Бэмби, и величавость при кастинге муз, сменяющуюся увлеченным уроком, в котором Аполлон правит Каллиопой, Полигимнией и Терпсихорой, как запряженной тройкой. Природа же, подарившая танцовщику отличное сложение, позаботилась о том, чтобы финальный подъем Овчаренко – Аполлона на Олимп выглядел восхождением божественного светила. Возможно, подобные метаморфозы Виктория Саймон приготовила и в других составах.