Левитановский фестиваль в Плесе обзавелся новым концертным залом
Пятый Левитановский фестиваль в Плесе прошел на новом месте – в городе открылся новый концертный залОдна из главных проблем классической музыки в провинции – отсутствие залов с приличной акустикой. В Плесе, где уже пятый год бизнесмен Алексей Шевцов и пианист Алексей Гориболь организуют фестиваль камерной музыки, до сих пор обходились уютным, но глуховатым Дачным театром имени Шаляпина. Однако год назад ценителям искусства, регулярно съезжающимся на фестиваль, был обещан новый зал, а сегодня в нем уже играли.
Левитановский культурный центр – таково название – расположился рядом с домом-музеем творившего в Плесе Левитана, чье имя отдано и музыкальному фестивалю. Теперь во время дневных концертов, если удобно расположиться на стуле, через широкие окна можно любоваться Волгой. Музыка в новом зале разливается так же вольно и широко. Рояль арендовали в Иванове, но к следующему фестивалю должен поспеть и настоящий концертный инструмент.
Музыкальная программа фестиваля в Плесе всегда неотделима от прогулок и гастрономических удовольствий, в этот раз меню было составлено с оттенком случайности. Среди отменных профессионалов, таких как виолончелисты Дмитрий Прокофьев и Рустам Комачков, певица Олеся Петрова, скрипачка Елена Ревич, затесался слабенький вокальный ансамбль «Бродвей».
Тем не менее были и любопытные проекты: например, в программе с не слишком свежим названием «Образы детства в музыке, поэзии и живописи» певица Татьяна Куинджи и Алексей Гориболь с большим тактом и вниманием к тексту исполнили «Детскую» Мусоргского. Этот великий цикл был сопоставлен с другим столь же великим – «Детским альбомом» Чайковского. В промежутках между пьесами расположились стихотворения цикла Веры Павловой, который так и назывался – «Детский альбом Чайковского». Детство – благодарная тема, Чайковский задал тон ее развитию, сплетя умильность и трагизм, а Вера Павлова блестяще последовала его примеру, сочинив стишки внешне забавные, жуткие внутри. Читала их, задорно улыбаясь, хедлайнер фестиваля Ингеборга Дапкунайте. Кончилось – и у Чайковского, и у Павловой – на светлой ноте, молитвенно и трогательно.
Если Дапкунайте – дебютант фестиваля, то пианистку Полину Осетинскую здесь любят давно. Молодая мать, она представила в этот раз свой проект «Колыбельные», безупречным исполнением объяснив, что жанр, адресованный детям, способен вместить в себя и эмоции взрослых масштабов. От декоративных пьес Респиги и Шопена через салонного Чайковского – Рахманинова пианистка провела нас в сонный мир инобытия, в котором исчезли «до» и «после». Ференц Лист словно знал, что написал Антон Батагов, а Роберт Шуман отвечал Валентину Сильвестрову и Леониду Десятникову. Как во сне, грани предметов, нот и жизней выступили ощутимо и весомо.
Плес