Самые революционные идеи обустройства новой Москвы

Электричка вдоль Кремля, вокзал в Зарядье, квартал для стариков и другие предложения архитекторов
Grumbach-Wilmotte

Объявлены «относительно лучшие проектные решения» конкурса на развитие Московской агломерации, запущенного шесть месяцев назад. За решение по агломерации в целом и по территории «Большой Москвы» в частности отмечена команда французской мастерской Antoine Grumbach & Associes Sarl; за вариант планировки нового федерального центра в Коммунарке – американское бюро Urban Design Associates. Все девять проектов-участников до 23 сентября можно увидеть на выставке в Парке культуры.

Формулировка «относительно лучшие проектные решения» не случайна. Еще до начала состязания речь шла о том, что московские власти хотят повторить опыт конкурса по проекту «Большой Париж». Там не было победителя как такового: десять международных команд предложили свои варианты развития агломерации французской столицы, и их идеи пошли в общий котел. Все это затем было передано рабочей группе «Большой Париж», которая сейчас управляет архитектурно-градостроительными процессами в регионе. У нас ничего подобного пока нет, хотя речь о создании такой организации ведется. «Важно собрать рабочую группу из российских специалистов, включая представителей НИиПИ Генплана Москвы, чтобы сделать сложнейшую работу по консолидации идей, разбросанных во всех проектах, – говорит декан Высшей школы урбанистики при НИУ «Высшая школа экономики» Александр Высоковский. – Это позволит усилить интеллектуальный результат конкурса». «Пятница» выбрала наиболее перспективные и революционные идеи из всех проектов Московской агломерации.

Транспортный коридор

Существующая в «старом» городе радиально-кольцевая структура считается главной причиной транспортного коллапса, и асимметричное расширение Москвы призвано эту проблему решить. Транспортному вопросу было уделено много внимания в каждом проекте. Наиболее жизнеспособный вариант придумала сборная команда, отмеченная жюри: Antoine Grumbach & Associes Sarl, Wilmotte & Associés SA и Архитектурная мастерская Сергея Ткаченко. Они предложили провести новую ветку скоростной электрички от площади Трех вокзалов через Зарядье, «Москва-Сити» и дальше вдоль Калужского шоссе, естественно, с остановкой в Коммунарке – всего 12 станций. Причем по ночам, когда пассажирский поток спадает, эту же ветку можно использовать для перемещения грузов.

На территории бывшей области рельсы предлагается прокладывать на заглублении и позже накрывать их платформой со скоростными трамваями (предусмотрено также несколько автомобильных полос). В «старомосковской» части планируется «накрывать» пути сразу, чтобы не тратить столичную территорию на инфраструктурные объекты. «В этом проекте транспортное решение самое сильное, – считает член жюри, президент Союза архитекторов России Андрей Боков. – Авторы заметили, что ведущие в Москву авто- и железные дороги, как правило, проложены параллельно, образуя транспортные коридоры, вдоль которых находятся цепи больших и малых населенных пунктов, идет расселение. Коридор в юго-западном направлении, вдоль новых, присоединенных к Москве территорий, станет первым таким объектом, потом будут построены и другие».

Схему французов вполне могли бы дополнить два решения других конкурсантов. У американской команды Urban Design Associates на территории Зарядья появился транзитный Центральный московский вокзал. «Американцы продемонстрировали удивительное прямодушие. Простота их решений кажется наивной, но очевидно прагматичной. Они высказали одну из едва ли не самых радикальных идей на конкурсе – создание центрального московского вокзала в Зарядье. Им показалось странным и необъяснимым, что город, расположенный в центре страны, имеет лишь тупиковые вокзалы и ни одного транзитного, наподобие тех, которые встречаются в большинстве американских городов», – рассуждает Боков.

А в проекте Архитектурно-дизайнерской мастерской А.А. Чернихова была проработана тема крупных пассажирско-грузовых узлов, там, где раньше собирались строить Четвертое транспортное кольцо. «Тут смысл в организации шести мощных транспортно-пересадочных узлов, хабов, – рассказывает один из членов экспертного совета, вице-президент Союза архитекторов России Максим Перов. – Они появляются в точках пересечения железных дорог и малого кольца Московской железной дороги, вдоль которого уже проектируются метро и хордовые автомагистрали. Эти хабы позволят частично разгрузить пригородный транспорт. Но главное, что они запланированы в полузаброшенных промзонах в срединной зоне столицы, а значит, у этих районов открываются перспективы, здесь могут появиться новые деловые центры. А то мы говорим про разгрузку центра от офисов, а куда их девать? Решение достаточно элегантное, не очень затратное и реалистичное, потому что опирается на уже принятые решения московского правительства».

Квартал на заказ

Важной темой для конкурсантов была идея дифференциации жилья. То есть функциональное наполнение какого-либо квартала/района/кластера решается в соответствии с потребностями конкретных жителей. Один из проектов, ориентированный на потребности разных групп населения, разработан под предводительством французского бюро l’AUC. Было проведено исследование и придуманы варианты жизненных «траекторий» москвичей. Например, есть те, кому не нравится сумасшедший ритм и скорость мегаполиса, кто хочет размеренной спокойной жизни, но при этом в черте города. И вот на новых территориях появляется «Медленный город» с неплотной застройкой и редкими автодорогами, зато с большим количеством огородов. Мечтающие об экологичной жизни получат пространство, застроенное домами с нулевым уровнем энергопотребления и ограниченным доступом автотранспорта. А те, кто вечно «на бегу», смогут поселиться в линейных районах, которые упираются в основные магистрали. Среди показанного на выставке это самый экспериментальный ход.

Есть и другие идеи создания «особых» районов. Например, у специалистов мастерской Чернихова. Опираясь на демографическую ситуацию (рост возрастного населения), команда придумала строить на новых территориях кварталы, ориентированные на пожилых людей. На тех, кто устал от шумного центра и готов переехать в более тихие и приспособленные для них районы. В то же время они предлагают и доходные дома для молодежи в Новой Москве, которые должны привлекать низкими ценами на жилье.

Столичные у воды

Приятный сюрприз – возникновение в конкурсе темы прибрежных территорий Москвы-реки, все же ее русло расположено перпендикулярно основной оси развития «Большой Москвы». «В ходе проектных семинаров о реке первым заговорил руководитель бюро «Остоженка» Александр Скокан, а дальше все подхватили, – рассказывает Максим Перов. – Сегодняшнее состояние долины реки, конечно, недопустимо для столицы». В проекте Скокана, один из девизов которого – «Москва на Москве», фигурируют территории ЗиЛа, «Москва-Сити», Бережковская набережная как возможные точки размещения новых районов со смешанной застройкой.

Кроме того, у команды есть предложение по размещению парламентского центра под зеленой эспланадой в Зарядье. Возможно, в сочетании с новым вокзалом из американского проекта это не так уж и плохо, ведь сейчас ради разгрузки московских автодорог депутатов и сенаторов вместе с министерствами собираются выселить в Коммунарку. Еще одна занятная деталь водного проекта – выявление минеральных подземных источников на новых столичных территориях. «Бюро «Остоженка» считает, что новая территория должна быть рекреационной, а скрытые, подземные минеральные воды позволят ей стать здравницей», – отметил в разговоре с «Пятницей» Высоковский. Эта идея, видимо, должна примирить с действительностью бывших дачников, точнее, новых москвичей.