Пройти Путем белого слона

Четыре пагоды в Мьянме, которые надо обойти, чтобы тебе улыбнулся Будда
Alamy
Alamy / ИТАР-ТАСС

Про Путь белого слона я узнала случайно, разговорившись в Багане с хозяйкой кафе. Я сказала, что собираюсь поехать на велосипеде к пагоде Локананда, и она с уважением спросила: «Ты решила пройти Путь белого слона?» Оказывается, есть легенда про зуб Будды, который король Цейлона преподнес в подарок королю Мьянмы Аноратхе. Тот поместил реликвию в фамильную пагоду Швезигон, чем вызвал возмущение в стране: негоже единолично пользоваться святыней. Тогда Аноратха взмолился о появлении еще одного священного зуба, и его молитва была услышана. Король водрузил новую реликвию на белого слона и перевез на холм Тангжи, на противоположном берегу реки Иравади. Там король снова преклонил колени, из предыдущего зуба родился следующий, и белый слон доставил его к Локананде. Здесь явился, наконец, последний, четвертый по счету зуб, который отправился на восток, на холм Туувин. «Если человек до захода солнца обойдет все четыре пагоды, значит, Будда ему улыбается, – заключила хозяйка кафе. – Только на машине нельзя».

Туриста не обидят

Как добраться Долететь до главного города Мьянмы Янгона можно из Бангкока (Таиланд) или Куала-Лумпура (Малайзия). Регулярные рейсы по этим направлениям есть у многих авиалиний, в том числе у «Аэрофлота». Лучшее время для путешествия – зима, но билеты нужно брать уже сейчас. Визу можно получить в Москве, а можно и в Бангкоке. Обстановка в стране В Мьянме в 2004 году произошел военный переворот, а в 2008-м были приняты новая конституция и ряд законов, упростивших въезд и передвижения по стране для туристов. Военные действия сейчас ведутся лишь в отдельных районах, куда иностранцу все равно не попасть. Полиция доброжелательно относится к приезжим, но с собой нужно носить паспорт или его копию, а также карточку, которую выдают в отеле. На некоторых туристических сайтах мне встречалась информация о запрете фото- и видеотехники в стране, но она не подтвердилась.

Я решила попробовать.

Швезигон

Храмовый комплекс Швезигон – самый простой пункт в этом маршруте: от Ньяунг-У, пригорода Багана (где я остановилась), до Швезигона двадцать минут неспешной езды на велосипеде. Территория огромная, чтобы не торопясь обойти ее всю, понадобится больше часа. Здесь есть книжная лавка, лектории монахов, беседки для гостей, где можно выпить воды и перекусить фруктами, к тому же служащие пагоды охотно общаются с посетителями. Однако зуб Будды увидеть невозможно – и здесь, и в других храмах он хранится внутри главной пагоды, по периметру которой устроены небольшие молитвенные ниши.

Тангжи

Я оставила велосипед у продавца фруктов, брат которого согласился отвезти меня на другой берег. Переправа заняла минут тридцать, мы причалили, и лодочник указал мне на полуразрушенные ворота и лест­ницу, ведущую к пагоде на холме.

Первые 10 минут подъема дались легко: ступени широкие, над головой крыша. Но вскоре лестница кончилась, пришлось карабкаться по узким тропам, проложенным погонщиками коз и овец. Храм маячил где-то высоко над головой и ближе не становился. Уж не знаю, как с этим отрезком пути справился белый слон, а мне этот часовой поход под припекающим солнцем, по тропе, идущей то вверх, то вниз, дался непросто. К тому же я начала волноваться, что лодочник, с которым мы договорились плыть обратно, меня не дождется. Но все же добралась до храма – и была вознаграждена. С площадки перед пагодой открывался потрясающий вид на петляющую среди холмов, сверкающую на солнце Иравади, а в самом храме меня приняли очень радушно. Люди, живущие рядом с пагодой и поддерживающие в ней порядок, обедали на площадке перед главной статуей Будды. Мне тут же предложили порцию салата, а мои сотрапезники стали с интересом расспрашивать, кто я и откуда. Один из присутствующих поинтересовался, «поняла ли я самое главное про Путь белого слона». Я была не очень-то уверена в этом. «Мы не можем сделать то, что нам не суждено, как бы ни старались, и не уйдем от того, что предначертано, как бы ни противились. Главное – доверять миру и быть в гармонии с ним», – важно объяснили мне.

Уходить очень не хотелось, но впереди были еще два пункта маршрута. Лодочник дождался меня и поинтересовался, добралась я или нет. Оказывается, некоторые паломники на полпути возвращались вниз и брали такси.

Локананда

Прежде чем отправиться к Локананде, пришлось сделать полуторачасовой перерыв: сил на часовой бросок на велосипеде не было, да и солнце палило нещадно. По­обедав и напившись зеленого чая, который во всех кафе Мьянмы подают бесплатно, я обмотала голову и руки белыми шарфами и поехала. Рядом с Локанандой есть деревушки, их жители продают туристам сувениры и фрукты, а также рисунки на ткани, которые называют painting (я набрала их в подарок друзьям). Местных туристов в Локананде множество, но иностранцев почти нет, они редко выбираются за пределы Багана. Пагода показалась мне самой миниатюрной и самой оживленной в моем маршруте: мьянманцы приезжают туда целыми семьями, вокруг бегают дети, а в ветвях деревьев надрываются птицы. Если бы не десятки коленопреклоненных людей перед главной ступой, казалось бы, что просто находишься в парке.

Туувин

Оставалось попасть в Туувин, но как? На велосипеде очень далеко, а владельцам мотобайков возить туристов запрещено из соображений безопасности. Я уже решила нанять извозчика с лошадью, но для этого пришлось бы вернуться в Баган, а времени до захода солнца было немного. Тут ко мне обратился молодой человек и спросил, зачем мне нужно в Туувин. Я объяснила – и он взялся везти меня на мопеде. «Ни разу не видел белого, решившего самостоятельно пройти этот маршрут, – сказал он. – Заодно попрактикуюсь в английском».

Дорога заняла чуть больше часа. Один раз впереди замаячил полицейский патруль, мне пришлось слезть и пройти пешком около километра. Зато подъем на Туувин после Тангжи показался простым. Стремительно темнело, и с парапетов открывался вид на пустынную долину у подножия холма. Вокруг ступы догорали благовония, и один из запоздалых гостей ударил в колокол. Густой металлический звук пробежал по пагоде и погас в оранжевом небе. На площадке перед ступой стояла каменная фигура белого слона. Захотелось обнять его как родного.