«Искусство на баррикадах»: Алек Эпштейн собрал альбом об арт-активизме
Альбом «Искусство на баррикадах», собранный Алеком Эпштейном, представляет образцы протестного творчества художников, не очень зрелогоВступительная статья Алека Эпштейна, представленного «российско-израильским ученым и гражданским активистом», занимает 57 страниц почти двухсотстраничного альбома «Искусство на баррикадах: «Pussy Riot», «Автобусная выставка» и протестный арт-активизм».
Книга выпущена быстро – статья датирована 30 июня, но с опозданием. Автор закончил свое исследование раньше, чем события, подвергшиеся в нем анализу. За полтора месяца так много разного произошло, что предположения Эпштейна перестали быть очевидными. Не только о приговоре заключенным, но и по поводу места протестного искусства в современной культуре. По крайней мере последнее письмо художественной общественности в защиту Pussy Riot очень помогло бы в убеждениях, что их акция – искусство. Оно внятно написано.
Статья Эпштейна – подробное изложение событий, вызванных происшествием в храме Христа Спасителя. Возможно, полезно уже сейчас зафиксировать их, поскольку некоторые, например мартовская «Автобусная выставка», на несколько часов собравшая протестные работы, прошла незамеченной. Но «навсегда останется в анналах истории».
Ученый активист изложением, однако, не ограничивается, а занимается пылким теоретизированием по поводу художественных особенностей акции. Например, доказывает «десакрализацию» образа Богоматери в живописи тем фактом, что моделью художникам были реальные женщины, не заботясь объяснить, какое это имеет отношение к акционизму. Так же легко он объявляет идеальным место выбора акции: храм, в котором отпевали членов компартии, – не сакральное место.
«Хотя именно «благодаря» аресту активисток Pussy Riot российское искусство обогатилось рядом важных работ, все же нельзя не подчеркнуть, что чем скорее прекратится эта вакханалия преследований, тем лучше: и, естественно, для самих девушек, и для страны в целом» – финальной фразе Эпштейна противоречат последующие иллюстрации (об уместности «хотя» не говорим: когда протестуешь, не до этики, логики и стиля).
Собственно протестного искусства там не так много, тем более обогащающе важного: комиксы Виктории Ломаско, несколько удачных плакатов. В основном в альбоме – фотографии участников пикетов и акций, а также фотожабы, где у героев известных картин лицо Надежды Толоконниковой. Шедевр здесь – сочинение искусствоведа Марии Кравцовой, «натянувшей» маски на героев многих знаменитых картин. Лучше бы она написала о протестном искусстве.