Чем завершилась первая неделя Олимпийских игр

В поисках особых ощущений корреспонденты «Пятницы» отправились на соревнования по спортивной стрельбе
AFP
AFP

Накануне Олимпиады мы специально ездили в спортивный комплекс «Лисья нора» на Дмитровском шоссе. Там проходил отборочный чемпионат России по стрельбе. Впечатления получились смешанными: максимально открытые и доброжелательные спортсмены, которые совсем скоро будут выигрывать для страны олимпийские медали, – и полное отсутствие какого-либо интереса к ним со стороны населения. И главное – очевидное нежелание их руководства на этот интерес как-то работать. В «Лисьей норе», где проходят чемпионаты России последних лет, в отдельных тирах даже не преду­смотрены трибуны для зрителей. Да и попасть в это владение олигарха Владимира Лисина можно только по спецпропускам.

На соревнованиях по стрельбе самые демократичные порядки во всей Олимпиаде, а может, и во всем Лондоне. Полицейские с оружием кажутся тут лишними

В Лондоне все по-другому. Мы как будто попали в другой вид спорта. Все места на Royal Artillery Barracks заняты не только в павильоне, где проходят финалы, но и, что удивительно, на квалификационных аренах – а это в сумме семь с половиной тысяч человек! Во многом это связано с новым регламентом и правилами в этом виде спорта, принятыми еще в 90-е. Теперь весь ход борьбы максимально нагляден: публика сразу же видит на больших экранах точность выстрела, набранные баллы и актуальную позицию любого спортсмена в общем зачете.

Интересно, что на соревнованиях по стрельбе самые демократичные порядки (на всей Олимпиаде, а может, и во всем Лондоне). Полицейские с оружием кажутся лишними. Зоны спортсменов маленькие и ограничиваются лишь раздевалками, а сами участники соревнований задумчиво бродят по территории объекта, с удовольствием обсуждают погоду и рассказывают, что уснуть в деревне невозможно из-за шума.

Проигравший российский стрелок Алексей Каменский после квалификации не уходил из тира целый час. Обстоятельно разговаривал с двумя журналистами, выделив каждому по полчаса. Будем честными, он сам не хотел отпускать их. Не так часто стрелки видят живых репортеров.

"Эти четыре «девятки», – вздыхал он. – Я сразу остановился, сел на стул, попытался проанализировать. И не нашел, какие ошибки сделал".

Каменский рассказал это три раза: дважды журналистам и одному тренеру из России, который тренирует Сингапур. Тот выслушал иронично.

"Леша, ну что ты говоришь такое? – переспросил он. – Значит, ты утратил концентрацию. Не можешь понять - значит, сделал ошибку в настрое".

Тренер ушел, но тут к спортсмену подступил его коллега по команде, олимпийский чемпион 1996 г. Артем Хаджибеков. Тот со своей вечной улыбкой выслушал историю Каменского и сделал вывод: "Паузу, говоришь, сделал после четырех «девяток»? Так ее надо делать до выстрелов".

В Европе финал по пулевой стрельбе уже научились транслировать так, что послематчевые пенальти в футболе отдыхают. Если телевидение еще научится показывать квалификацию да подберет достойных комментаторов – цены этому виду спорта не будет. Какие тут бывают сюжеты! Вот, скажем, невозмутимая Любовь Галкина не может выйти в финал, а тренер объясняет, что основная проблема в том, что Галкина стояла с краю, а там ходят люди и из двери идет сквозняк.

За несколько часов здесь мы узнали множество мелочей, которые необходимо учитывать для успешной стрельбы. Их понимание в десятки раз умножает впечатление от просмотра. Тот же Хаджибеков проводит последние годы в поиске идеальной пули. Сам он не любит говорить об этом, боится непонимания со стороны тех, кто далек от стрельбы, но коллеги говорят о его поиске с восхищением. «Быстрые пули» нейтрализуют микроколебания спортсмена при выстреле, и он выигрывает какую-то долю миллиметра. Бывают хороши и «медленные пули» – вот в Лондоне Каменский использовал их после четырех «девяток» подряд и потом отстрелял безошибочно.

"Нет ни одного спортсмена, который бы не выходил на квалификацию или финал с пульсом менее 140 ударов в минуту, – объясняет «Пятнице» спортивный директор сборной России Игорь Золотарев. – Вот вы сделайте себе пульс 140. Как? Вот вы курите? Бегите километра три в высоком темпе. А потом остановитесь и начинайте стрелять. Да так точно, чтобы у вас было не больше четырех-пяти «девяток» за 60 выстрелов. Иначе не попадете в финал".

Несмотря на все эти тонкости, дела у наших стрелков идут в Лондоне со скрипом. За первую половину соревнований ни одной медали. Хотя перед выездом планировали аж семь – из них три золотые. Пока толком никто не может ничего понять. При этом спортсмены и тренеры стараются дер­жаться – останавливаются, что-то объясняют, говорят извиняющимся тоном. Это вам не футбол.