Театральный фестиваль в Неаполе: Итальянцы признали чеховского Тригорина настоящим мужчиной
В программе театрального фестиваля в Неаполе есть такие легендарные имена, как Питер Брук и Боб Уилсон, но главным героем смотра становится сам городДаже Бобу Уилсону в будущем году заказан спектакль на неаполитанском материале. А в этом фестиваль открылся его спектаклем «Средство Макропулоса», поставленном в Пражском национальном театре. В 2013-м объявлен также новый спектакль Питера Брука, в этом же показали его старую постановку, «Костюм», правда, в обновленной музыкальной версии.
Однако в общем, как и задумывалось новым директором Люка де Фюско, фестиваль становится поводом для открытия неизвестного, тайного Неаполя. В этом году центром фестиваля выбрали античный театр в археологическом заповеднике Pausilypon на мысе Позилипо, обычно закрытом для посетителей. Pausilypon – роскошная вилла I века до н. э., принадлежавшая римлянину Публию Ведию Поллиону, а потом императору Августу.
Чтобы добраться до театра, нужно пройти через монументальный грот Сейяно, тоннель в туфе длиной 700 м. Мрачный лабиринт тоннеля как нельзя лучше подходит к спектаклю «Музей утопии», придуманному драматургом Пьетро Фавари и режиссером Джузеппе Солаццо: вместо музейных экспонатов зрителям предлагаются утопические построения человеческой мысли в форме инсталляций и живых картинок. Проводником служит Карл Маркс. Длинный тоннель – как дорога истории: вот говорит отрубленная голова Томаса Мора, автора «Утопии». Вот композитор Берлиоз, излагающий утопию своего идеального города музыки – Эвфонии. Неожиданно проход закрывается, и мы оказываемся перед двухэтажной сценой мюзик-холла, где поэт Маринетти пафосно излагает теорию футуристического театра, призванного освободить человечество. Заканчивается все сценкой из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в стилистике театра теней – из всех утопий авторы выбирают утопию любви.
Выбравшись из грота, попадаешь к античному амфитеатру над морем, где играют комедию Плавта «Хвастливый воин». Известный неаполитанский актер и режиссер Артуро Сирилло трактует Плавта в стилистике мюзик-холла.
Специально для фестиваля открыли Низиду, чудесный остров, связанный с Неаполем каменным мостом и обычно недоступный для посетителей. Еще бы – там находится база НАТО и тюрьма для несовершеннолетних. Зато какой дивной красоты бухта в лучах заходящего солнца предстала зрителям, ожидавшим начала представления! Неаполитанка Антонелла Монетти показала здесь спектакль «Морской праздник»: серия скетчей по мотивам драматургии Рафаэля Вивиани из неаполитанского быта разыгрывалась прямо на воде. Духовой оркестрик у бухты исполнял попурри из неаполитанских мелодий 1920-х гг., по морю прогуливались разукрашенные гирляндами цветных лампочек лодки участников песенного конкурса. Монетти без всякой иронии попыталась возродить атмосферу народного праздника довоенных лет. Что, понятно, невозможно.
Большие интернациональные проекты были представлены современным танцем из Израиля и театром из Аргентины, в том числе двумя чеховскими спектаклями Даниэля Веронезе: один, уже объездивший полмира, по «Дяде Ване», второй, сравнительно новый, под названием «Дети заснули», – по «Чайке».
В «Чайке» из Буэнос-Айреса не было ни пауз, ни лирической атмосферы. Ритм, как в боевиках. Все действие происходит в гостиной Сорина. Ни колдовского озера, ни сцены домашнего театра – все эпизоды вне дома полностью выпали. Зато у Веронезе пьеса Кости Треплева становится парафразом «Мышеловки» из «Гамлета», что дает Ирине Николаевне возможность заявить сыну: Тригорин не убивал твоего отца, он просто взял его женщину, потому что он настоящий мужчина. В Неаполе такую логику, кажется, хорошо понимают.