«Гараж» переезжает: к осени в парке Горького ему выстроят временный павильон
Центр современной культуры «Гараж», как сообщила его основатель Дарья Жукова, к осени построит временный павильон в парке Горького, где будет проводить выставки, пока не переедет на постоянное местоМосковской художественной жизни «Гаража» не хватает. За три года существования в отремонтированном Бахметьевском автобусном парке – шедевре промышленного конструктивизма Константина Мельникова – культурный центр нашел своего зрителя и избаловал его выставками, как выдающимися (Ильи Кабакова, Марка Ротко, Джеймса Таррелла, Марины Абрамович), так и модными и познавательными. Но срок аренды мельниковского гаража истек к концу прошлого года, и «Гараж» переехал в парк культуры, где обещал весной возобновить работу.
В последний день этой весны Дарья Жукова и директор центра Антон Белов представили журналистам японского архитектора Шигеру Бана и его проект временного павильона, который должен быть построен в парке к осени. До окончания работ по превращению ресторана «Времена года» в постоянное помещение для «Гаража» (над этим проектом трудится архитектурное бюро поклонника советского модернизма Рема Кулхаса) павильон останется площадкой для его работы. Пока же и временный павильон не построен, подготовленные центром мероприятия будут проходить под открытым небом.
Что же касается «Шестигранника» – павильона в парке Горького, построенного почти девяносто лет назад, куда, собственно, и обещали перевести «Гараж», то преобразование его руин еще не начато. Жаль, история с бахметьевским гаражом превратила Дарью Жукову в волшебницу: много лет архитектурная общественность требовала спасти разрушающийся шедевр Мельникова – безрезультатно, но как только там решено было разместить культурный центр, то запущенное огромное здание мгновенно было приведено в порядок и превратилось в идеальное место для больших выставок современного искусства. Теперь там обещают открыть еврейский музей.
Хотелось верить, что и руины «Шестигранника» – павильона «Машиностроение» промышленной выставки 1923 года, построенного по проекту Ивана Жолтовского, – так же быстро превратятся в нечто аккуратное и впечатляющее. Но ведутся только подготовительные, теоретические работы. Не закончилась даже обещанная реконструкция ресторана «Времена года», построенного на сорок лет позже.
Шигеру Бан показал проект своего павильона – легкого и простого, овальной формы, площадью 2400 квадратных метров, вдохновленного архитектурой римской барочной церкви (о чем, правда, догадаться невозможно). Главное его достоинство – экологичность. Бан гордится, что использует во временных постройках местные материалы, легко поддающиеся утилизации. Для «Гаража» он нашел бумажные трубы петербургской фабрики, из которых и возведут стены павильона. Архитектор уверяет, что после соответствующей обработки и изоляции частично бумажное здание легко выдержит русскую зиму.
На вопрос «Ведомостей», не отказался ли «Гараж» от больших выставочных проектов, в том числе давно обещанной первой в нашей стране выставки Френсиса Бэкона, Дарья Жукова ответила, что ни в коем случае, просто надо подождать постоянного здания.
Остается ждать. Образовательные, просветительские, детские и парковые культурные мероприятия могут проводить в Москве несколько организаций. А большую, очень дорогую выставку главных героев арт-мира пока удавалось сделать только «Гаражу».