«Прометей» Ридли Скотта: Лавка чудес

В российский прокат выходит фильм Ридли Скотта «Прометей» – фантазия, в которой сочетаются мотивы его же «Чужого» и книжки Говарда Ф. Лавкрафта
kinopoisk.ru
kinopoisk.ru

По сравнению с «Прометеем» классический фильм того же Ридли Скотта «Чужой», снятый в 1979 году, выглядит скромным телеспектаклем. Скотта всегда тянуло к фантастике, два его главных фильма были фантастическими – но он постоянно себя сдерживал, отвлекаясь то на унылые комедии, то на псевдоисторическую ерунду про гладиаторов и робин гудов; и вот на 75-м году жизни он вдруг попал в лавку, полную чудесных конфет из космоса.

Сценаристы «Прометея» так старательно хранили в тайне подробности сюжета, что просто из сочувствия не хочется их разглашать в рецензии; да и все равно не успеешь всё пересказать. Если не считать завязки, сценарий там очень жирный, сложный, полный деталей, полностью вдохновленный повестью Говарда Ф. Лавкрафта «Хребты безумия», но отнюдь не сводящийся к ее пересказу. В повести герои обнаруживали в Антарктике горы гораздо выше Эвереста, а в горах – город пришельцев, бочкообразных, очень умных существ, которые обитали на Земле миллионы лет назад и, собственно, создали на ней жизнь. Выяснялось, что некоторые пришельцы еще живы – хотя большая часть была уничтожена шогготами, монстрами, которые изначально были придуманы как рабы, но вышли из-под контроля. Эти шогготы с радостью уничтожат и человечество, если позволить им вырваться из Антарктиды. В сущности, вы сейчас изучили краткое содержание «Прометея» – только действие там разворачивается не близ Южного полюса и не в начале 30-х, а на другой планете в 2093 г.

В «Прометее» есть и слишком умный андроид (Майкл Фассбендер), который рассуждает о свободе и швыряется в людей фразами типа: «Все мечтают о смерти своих родителей», и прекрасная руководительница экипажа корабля (Шарлиз Терон, которая скоро научится прожигать экран своим неописуемо злым взглядом); но главное – там есть спецэффекты, чудеса, аттракционы. Красные визгливые летающие фонарики, которые мечутся по инопланетным лабиринтам, автоматически составляя их карты. Огромные Луны на горизонте. Песчаные бури, в которых галька несется со скоростью шрапнели. Адское, но блистательно осуществленное кесарево сечение с целью убрать из живота кальмара. Космические корабли в форме круассана. Бесконечно трансформирующиеся инопланетяне – то они крупные фаллические червяки, убивающие все живое (через рот – хочется написать «извините», но тут уж пусть Ридли Скотт извиняется), то осьминоги, то Чужие (да, в финале там появляется Чужой, натуральный алиен, хотя это уж так, виньетка, оммаж окосевшего от радости режиссера самому себе). На главные вопросы человечества – кто мы, откуда, куда идем – Скотт уверенно дает ответ: «42» – и продолжает любоваться несущимися в неизвестность космическими кораблями.