В Павловском Посаде заработала набивная мастерская
В Музее истории русского платка и шали учат старинному ремеслу нанесения рисунков на тканьПтица-феникс, лев, крылатый волк и дама с собачкой – все это на одном полотне. Получаестся несколько сумбурно
«Вот это – тяпушка, – Владимир Шишенин, директор Музея истории русского платка и шали в Павловском Посаде, показывает собравшимся обернутый в ткань резиновый молоток. – Бить надо со всей силы, мы ведь «набиваем» ткань». Владимир берет доску с резным узором, накатывает на нее валиком синюю краску, сверху кладет полотно, ударяет по нему с размаху, а для верности еще и припечатывает кулаком. Затем накладывает на валик новый участок ткани и повторяет процедуру. В результате на платке появляется восточный орнамент, в просторечии именуемый «огурцом». Затем можно обмакнуть палец в краску и поставить между огурцами точки, чтобы рисунок был разнообразнее. «Такой метод называют «наживкой», от слова «оживлять», – объясняет Владимир. – Его использовали мастерицы, когда случайно ставили кляксу на платок. Чтобы не выбрасывать, они повторяли ошибку, дополняя основной орнамент, дескать, так и задумано».
В Музее платка с прошлого месяца начали проводить мастер-классы по нанесению узора на ткань. Проект «Приручение набойки: метод огурца» победил в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводит Благотворительный фонд В. Потанина. «У проекта оригинальное название, – признается член жюри Наталья Толстая, с которой «Пятница» поговорила в перерыве между двумя сеансами набойки. – Оно заставило внимательнее приглядеться и к музею, и к автору идеи, Анастасии Талызиной. Она просто горит своей темой». Анастасия действительно оказалась человеком увлеченным: «Понимаете, – с жаром объясняет она, – огурец – не только узор. У него ведь бывают «ручки-ножки», и вообще он «молодец». Это положительный фольклорный герой».
Владимир Шишенин разделяет ее энтузиазм. После перерыва он предлагает создать платок с многофигурным орнаментом, где будет «целый огуречный город». На сей раз мы берем наклеенные на гипсокартон фигуры из линолеума, которые отпечатаются на ткани. Каких только печаток здесь нет: птица-феникс, лев, крылатый волк, дама с собачкой, человечек-огурец – один под зонтиком, другой и вовсе парит в облаках. Когда все это отштамповывается на одном платке, получается несколько сумбурно. Впрочем, Шишенин работой доволен: «Это и называется авторский подход, – удовлетворенно говорит он. – Такого платка больше ни у кого не будет».
После эксперимента с деревом и линолеумом переходим к самому простому методу нанесения орнамента – трафаретному. На листе бумаги сделаны фигурные прорези, накладываем его на ткань и закрашиваем. На полотне появляются ангелы, львы и бабочки, остается только прогладить их утюгом.
Затем отправляемся в соседнюю комнату, в которой в этот момент проходит мастер-класс по персидской набойке. Принцип такой же, как с деревянным резным узором, но ведет занятие настоящий иранец. Мортеза Джафари берет штамп (угадайте какой), обмакивает его в миску с черной краской и кулаком пристукивает на заранее отмеченное место на ткани. «Огурец, – объясняет Джафари через переводчицу, – это синоним дерева, кипариса, склоняющегося перед красотой творца».
Попробуем и мы. Берем в руки форму-печать, окунаем в краску, прикладываем на ткань и стучим кулаком. Чтобы добавить второй цвет, берем еще одну печатку, окунаем в другой красочный замес и накладываем на сделанный ранее контур, отступив на сантиметр.
«Отстучав» себе по носовому платку, переходим в следующий зал – сувенирный. Здесь можно купить, например, льняную салфетку, которую нужно разворачивать постепенно, один уголок за другим: сначала появляется дом, затем вывеска «Добро пожаловать», потом стол с самоваром и в итоге – полная картина чаепития. Анастасия Талызина обещала, что скоро в сувенирной лавке появятся деревянные печатки, так что дома можно будет самостоятельно набить скатерть, а то и постельное белье с фениксами. Ну или с огурцами.
Павловский Посад, ул. Большая Покровская, 37, ДК «Павлово-Покровский», 2-й этаж, тел. 8 (49643) 2-25-19
Следующий мастер-класс 18 мая; www.muzeyplatka.ru