Апофеоз юбилея: в честь столетия Пушкинского музея в Москву привезут Босха, Веласкеса, Магритта, Климта

46 первоклассных произведений из 27 государственных и частных собраний мира будут включены в залы постоянной экспозиции на Волхонке
The Samuel Courtauld Trust, The Courtauld Gallery, London
The Samuel Courtauld Trust, The Courtauld Gallery, London

Идея включить привозные произведения искусства в залы постоянной экспозиции, по одному на каждый раздел, принадлежит директору ГМИИ Ирине Антоновой. Пожелания по поводу конкретных работ собрали от всех музейных отделов. Название «Воображаемый музей» позаимствовано у работы Андре Мальро, французского писателя, теоретика искусства и министра культуры в правительстве Шарля де Голля. Правда, идея и концепция выставки имеют довольно косвенное отношение к идеям Мальро, утопически грезившего об общедоступном музее (отчасти эту идею реализует проект Google Art Project, который сканирует коллекции крупнейших мировых собраний и выкладывает их в открытый доступ), но название — красивое, мечтательное. В реальной же музейной практике обмен произведениями, получение шедевров во временное пользование — пока все еще результат сложных договорен­ностей.

В ГМИИ подчеркивают, что речь именно о шедеврах. Они потеснят постоянную экспозицию: какие-то вещи на время уберут в запасники, чтобы разместить гостей, но оно того стоит. Каждое прибывшее произведение поможет по-новому взглянуть на то, что висит рядом. Эти «гастролирующие» работы можно будет сразу опознать по красным задникам, на фоне которых их разместят, и именно с них стоит начать осмотр каждого зала. Как если бы это была привычная для Пушкинского выставка одной картины, только шедевр поместили бы в контекст.

Ренессансные «Рождество Марии» Витторе Карпаччо и «Портрет старика» Джованни Баттиста Морони украсят залы итальянского искусства XVI-XVII веков. Искусство Нидерландов обогатится «Извлечением камня глупости» Иеронима Босха. Испанское — «Несением креста» Эль Греко и «Портретом принца Балтасара-Карлоса на коне» Диего Веласкеса. Даже переполненной шедеврами импрессионистов и Пикассо Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков нашелся исключительный экспонат — «Анжелюс» Жан-Франсуа Милле.

А вот работам ХХ века — «Обнаженная» Амедео Модильяни, «Адам и Ева» Густава Климта, «Ключ полей» Рене Магритта, «Коричневое и серебряное I» Джексона Поллока, — пожалуй, и нечего оттенить в собрании Пушкинского музея, зато они невольно красноречиво намекнут на то, чего нет. Эти дорогие гости — довольно серьезная интервенция, высвечивающая лакуны в собрании Пушкинского музея, лишний повод напомнить о том, что там давно не было громких пополнений.

Что-то, конечно, приобретается; интересно, кстати, что: юбилейный год — подходящее время и для такого отчета. Понятно, что о работах уровня тех, что прибыли на временную выставку, мечтать не приходится, хотя на родине автора оригинального «Воображаемого музея» Андре Мальро все по-другому. Например, в этом году Лувр отчитался о приобретении картины французского живописца Жана Малуэля «Христос, поддерживаемый Святым Иоанном после снятия с креста» (1400) за неподъемные для любого музея 7,8 млн евро: покупку оплатил неназванный меценат, получивший от правительства налоговые льготы. Наверное, ГМИИ пора говорить открыто о своих пожеланиях, не дожидаясь юбилейных дат.

Подарок музея себе и зрителям — новый, по-своему смелый взгляд на собственное собрание, кажется, не имеет прецедентов в мировой практике. Вероятно, этот опыт адаптации привозных шедевров к тому, что имеется в наличии, пригодился бы и для выставок одной картины: они могли бы рассчитывать и на «поддержку зала», и на подспорье запасников ГМИИ.

28 апреля — 29 июля, ул. Волхонка, 12, тел. 609 95 20