Спектакль "Депо гениальных заблуждений": ложные научные теории стали поводом для остроумной театральной практики
Русский инженерный театр АХЕ показал на «Золотой маске» спектакль «Депо гениальных заблуждений» – остроумный мультимедийный аттракцион на основе ложных научных гипотезНа «Золотой маске» АХЕ – завсегдатай номинации «Эксперимент». Вот и новый их спектакль похож не то на проект Московской биеннале, не то на собрание экспонатов Политехнического музея.
Театр художников Максима Исаева и Павла Семченко намеренно обживает галерейное пространство. В родном Петербурге спектакль играют в выставочных залах ЦСИ «Эрарта», а для московского показа был выбран павильон-колодец дизайн-центра Artplay. Зрители расположились в верхнем ярусе, а декорация – на дне.
Либретто, соединяющее девять эпизод-объектов, состоит из описания влиятельных научных теорий, которые были опровергнуты на протяжении ХХ в. Одни теории – молекулярные: о частицах, движущихся быстрее скорости света (тахионы), о передаваемых молекулах памяти, о квадратных атомах и антиматерии. Другие – планетарные: о стационарной вселенной и сжимающейся Земле; о существовании за Плутоном огромной невидимой планеты Икс, изменяющей траектории движения тел Солнечной системы; о неподвижной Луне.
Перед началом нового эпизода его теоретические положения кратко поясняет бегущая строка. Дальше вокруг каждого объекта разворачивается комический мини-спектакль. В «Тахионе», например, Павел Семченко выползает из люка в плывущий назад «коридор времени», встречает другие частицы и пишет письмо самому себе в прошлое. А в эпизоде про антиматерию демонстрируется антикнига с антисловами. Строя прихотливый и забавный иллюзион, Исаев и Семченко обязательно напоминают, что в театральной магии всегда есть доля шарлатанства.
Средства производства иллюзий у АХЕ многообразны: в «Депо гениальных заблуждений» используются танец и клоунада, планшетная анимация и видеомаппинг – сложная проекция на белые фигурные поверхности. Видео здесь многофункциональный инструмент. Плоскому предмету оно может придать глубину, а ровной поверхности – текстуру. Самые интересные эффекты возникают на границе предметного мира и мира отражений. У Максима Исаева может вдруг оказаться две тени, которые по-разному себя ведут: одна – послушная настоящая, другая – капризная нарисованная.
Ритмически действие связывает бодрая электронная музыка Андрея Сизинцева. Сквозь нее слышится смешное пояснительное бормотание. Во второй половине спектакль, правда, теряет ритм, становится монотонным. Зато какой там финал! Медленный гипнотический эпизод посвящен «полимеру воды». В 1960-е гг. один советский ученый якобы синтезировал вещество, способное превратить мировой океан в вязкий сироп. Объект, представляющий эту теорию, – квадратный белый бассейн с настоящей водой – превращается под воздействием проекции то в кафельную ванну, то в мраморную чашу. А на поверхности воды, под слоем тонкой прозрачной пленки, ворочается человек, окруженный медленным течением разноцветных струй.
«Депо гениальных заблуждений» кажется театральным аналогом завиральной кинодокументалистики (мокьюментари) или жанра альтернативной истории. Реальность разоблаченных гипотез выглядит здесь абсолютно фантастической. От познавательного научпопа спектакль отличается отсутствием иллюстративности, от выставочного проекта – четко заданным порядком действий. Исаев и Семченко наделяют забытые идеи обаянием ретро-футуризма. А в удивительных аттракционах «Депо» читается вполне традиционная для театра мысль о том, что даже самые высокие технологии интересны только в приложении к человеку.