Музей Маяковского начал отмечать 75-летие выставкой в галерее «Проун»

«Даешь!» – выставка о фотомонтаже, главном приеме ранней советской пропаганды. Хрестоматийных образцов на ней мало, зато видно, что авангардная эстетика живет только в гениальном исполнении
М.Стулов
М.Стулов / Ведомости

Из 60 плакатов и книжно-журнальных страниц, хранящихся в Музее Маяковского и показанных в галерее «Проун», много ранее не выставлявшихся. И это очень хорошо, потому что прилежным зрителям тиражированные картинки первых десятилетий советской власти глаза намозолили, – без такой печатной продукции не обходится ни одна выставка про русский авангард, а несколько было посвящено именно фотомонтажу как новаторскому приему, позволяющему донести до неграмотных масс новую пролетарскую идеологию.

Не ходящим в музеи шедевры советской пропаганды также известны – репродукции популярных плакатов продаются в книжных магазинах в качестве изошутки. Но на выставке «Даешь!» не смешно.

Кое-что забавное, на наш взгляд, наивное там можно найти. Например, рекламу профсоюза как панацеи от безработицы. А когда плакат на этот сюжет сделан Владимиром Маяковским («Члену союза нэпач нипочем/профсоюз защитит и справится с нэпачем».) и Александром Родченко, то становится восхитительно весело от игры слов и их начертания. Но работ блестящих мастеров – Родченко, Эль Лисицкого, Густава Клуциса – на выставке меньше, чем произведений художника Сергея Сенькина, тоже большого мастера изопропаганды, но второго ряда.

Глядя на его коллажи с Лениным («Ленин – наше счастье и сила», «Из всех искусств самое необходимое для нас кино», «Ленин – это марксизм в действии»), а изображений вождя мирового пролетариата на выставке в избытке, становится тошно. Замечаешь не остроумие композиции листа, не шепчущие или орущие буквы, а наглое насаждение лозунгов и образов, на десятилетия впечатавшихся в сознание нескольких поколений советских людей.

Особенно отвратительна обложка альбома «Памяти погибших вождей», сделанная Сенькиным и Клуцисом в 1927 г. Цветом и композиционными решениями она предвосхищает гитлеровский стиль, схожий со сталинским по части способов манипуляции массовым сознанием, но внешне более собранным, динамичным, эффектным. Ну что же, давно замечено, что советские тридцатые годы продолжали двадцатые и не было никакого революционного энтузиазма, только его имитация.

Демонстрация пропагандистской графики в «Проуне» проходит на фоне кадров из фильма «Цирк», где люди в белом хором поют о широкой родной стране, и очень хочется заменить в этой неумолкающей песне слово «дышит» на «душит». Большая концентрация советской пропаганды рождает антисоветчину.