К столетию со дня гибели «Титаника» в Белфасте открылся тематический парк

Во время экскурсии в специальных крутящихся кабинках возникает эффект присутствия: чувствуется жар печей и запах гари, слышны крики рабочих и лязг железа
EPA ИТАР-ТАСС
EPA ИТАР-ТАСС

Музей Titanic Belfast, начавший работу 31 марта, белой громадой возвышается над набережной реки Лаган, которая разделяет столицу Северной Ирландии пополам. Строительство заняло девять лет и обошлось более чем в 96 млн фунтов. Еще до начала работы музея было продано более 80 000 билетов. Организаторы экспозиции ожидают, что за год сюда придут не менее 450 000 человек и в результате музей станет главной достопримечательностью Белфаста. Перед официальным открытием в Titanic Belfast побывал корреспондент «Пятницы».

Открытие Titanic Belfast- самое масштабное, но не единственное событие в память о знаменитом лайнере

Строители

Угловатое здание облицовано тысячами сверкающих алюминиевых листов разных форм и размеров, а у его подножия — вода. Из-за игры бликов и отражений по стенам музея будто проходит рябь, и здание никогда не выглядит одинаково — все зависит от освещения и от того, под каким углом на него смотришь. В одном из ракурсов здание даже похоже на айсберг, неведомо как попавший в воды Лагана, однако вдохновлялись архитекторы в первую очередь старой фотографией, на которой изображены корпусы трех кораблей, выступающие из белфастской судоверфи Harland & Wolff. Именно здесь крупнейшей в мире лайнер спроектировали, построили, спустили на воду, чтобы в апреле 1912 года отправить в первое и последнее путешествие, унесшее 1517 жизней.

На вопрос о том, как это случилось, у жителей Белфаста есть готовый ответ: she was fine when she left us — «судно было в полном порядке, когда покидало наш порт». Эта на первый взгляд отдающая цинизмом формула на самом деле маскирует глубокие чувства горожан к кораблю, уверен директор музея Тим Хасбендс: «Белфасту потребовалось много десятилетий, чтобы преодолеть скорбь. У каждого в городе есть своя история о “Титанике”, у каждого есть дед или прадед, который работал на верфи, строил это судно».

Верфь

Первые залы воссоздают атмо­сферу Белфаста начала ХХ века. На больших экранах — черно-белые проекции городских улиц и газетные заголовки того времени («Англия — враг Ирландии»). Актеры в костюмах того времени деловито рассказывают о пароходной компании White Star Line, которой принадлежал «Титаник». Рядом — билеты, документы и личные вещи, по которым можно воссоздать истории пассажиров. Легко представить себе бедняка из ирландской деревушки, который отправляется в Америку на поиски лучшей жизни, отдав все свои сбережения за билет третьего класса. А вот успешный коммерсант — он едет на деловые переговоры. Имя третьего пассажира едва умещается на билете — это путешествует первым классом богатый аристократ.

Создатели музея подчеркивают, что он особенный, так как представляет собой интерактивное «переживание» (experience). Например, выйдя из лифта на верхнем этаже музея и пройдя немного вперед, застываешь на краю бездонного темного провала, огороженного перилами. По замыслу создателей, здесь посетитель должен хотя бы отчасти понять, что испытывали рабочие белфастской верфи, когда им приходилось пользоваться строительным краном высотой с 20-этажный дом.

Затем все садятся в шестиместные кабинки, похожие на вагончики «американских горок», и пускаются в экскурсию по белфастской судоверфи времен «Титаника». Кабинки не только ездят вверх и вниз, но и крутятся вокруг своей оси, посетители видят печи, наковальни, тяжеленные стальные балки и огромные «запчасти» лайнера. В печах полыхает пламя, и его жар ощущаешь, когда проезжаешь мимо. Кругом слышны крики рабочих, стук инструментов, лязг железа, шипение раскаленного металла, и даже чувствуется запах гари.

Каюты

В затемненной комнате три стены заняты большими компьютерными экранами, показывающими лайнер изнутри. Каюты первого класса украшены пышными коврами и зеркалами, здесь стоят кровати с балдахинами на резных столбах, столики с инкрустацией, зато в третьем классе места так мало, что в каюте едва умещаются двухэтажная кровать и умывальник. У посетителя создается впечатление, что он проходит сквозь стены: он то оказывается на палубе судна, то в машинном отделении, то в капитанской рубке. «Таких технологий нет еще ни в одном музее мира, — с гордостью говорит главный дизайнер выставки Стив Ламби. — До сих пор их использовали только в парках аттракционов».

Катастрофа

Фотографии и видео описывают дальнейшую судьбу лайнера. Из Белфаста «Титаник» отправился в английский Саутгемптон, где на судно поднялось большинство пассажиров и членов команды (за исключением двух пожарных, которым крупно повезло: они задержались в пабе и пропустили рейс). Затем лайнер зашел во француз­ский Шербур и ирландский Квинстаун (ныне Ков). Что случилось потом, знают все.

Под шум волн и отчаянное «бип-бип-бип» сигнала SOS мы заходим в темный и холодный коридор, который постепенно сужается. На стене бегущая строка из точек и тире — «SOS, спасите наши души». Эта галерея должна передать панику, которую испытали пассажиры «Титаника» после его столкновения с айсбергом. На выходе ожидаешь реконструкции чего-то уж совсем страшного — льда, холодной воды, морской могилы, — но вместо этого тебя встречают голоса выживших пассажиров, их письма родным и газеты, рассказывающие о «Титанике». Чуть дальше — стена, увешанная сотнями спасательных жилетов, в память о пассажирах, которые погибли, главным образом, из-за нехватки шлюпок.

Следствие

Дальше идут залы, посвященные последствиям катастрофы. В Америке и Великобритании были проведены независимые расследования причин трагедии. О них рассказывают посетителям музея с экрана, установленного на спасательной шлюпке. Выводы были примерно одинаковые: шлюпок на борту «Титаника» было недостаточно, заполнялись они, из-за неподготовленности экипажа, далеко не оптимальным образом. Капитан лайнера Эдвард Смит пренебрег предупреждением об айсбергах, а столкновение «Титаника» с ледяной глыбой стало результатом того, что судно передвигалось в опасных водах на слишком большой скорости. После дознаний в пассажирском флоте были введены многие правила безопасности, которые соблюдаются и поныне.

Погружение

В заключение посетитель отправляется в виртуальное путешествие к останкам лайнера, покоящимся на дне Атлантического океана. Вы заходите в просторный кинозал и видите уникальные кадры, сделанные океанологом Робертом Баллардом, который в 1985 году первым обнаружил обломки «Титаника» на океанском дне. Перед глазами встает обросший водорослями и раковинами нос корабля, затем камера плавно скользит по палубе, проникает во внутренние помещения — некоторые из них прекрасно сохранились.

Этажом ниже есть еще один экран, показывающий обломки «Титаника», но только сверху. Он расположен прямо под прозрачным полом помещения — в итоге создается иллюзия, что ты опускаешься на глубину 3750 метров и проплываешь над останками корабля. В этом зале есть и прямая связь с подводным судном Роберта Балларда «Наутилус», живую трансляцию с камер «Наутилуса» можно посмотреть на экране большого компьютера (и здесь nautiluslive.org).

Банкет

Последние этажи музея занимает банкетный зал, который можно зарезервировать для свадеб и прочих торжеств. Там расположена копия знаменитой лестницы из ресторана «Титаника». Оттуда же открываются замечательные виды на окрестности музея, где в ближайшие 20 лет собираются возвести целый район из отелей, офисов, жилых домов и магазинов.

Билеты — от 6,75 (детский) до 13,5 фунта (взрослый). Музей работает всю неделю с 9.00 до 19.00 (по воскресеньям — с 10.00 до 17.00).

www.titanicbelfast.com

Реквием длиною в год

Фестиваль «Титаник»

Проходит до 15 апреля в Белфасте. В программе — опенэйр MTV Titanic Sounds (13 апреля), театрализованная экскурсия по новому музею Titanic Belfast (8-11 апреля), грандиозное световое шоу на его стенах (7 апреля), презентация аудиовизуальной инсталляции Water Night композитора Эрика Уитэйкра.

www.titanicbelfast.com

Реквием

Реквием «Титаник», который прозвучит впервые 10 апреля в зале Вестминстерского аббатства, написал Робин Гибб, сооснователь группы Bee Gees. Один из фрагментов реквиема Гибб споет сам, а остальные в сопровождение Королевского филармонического оркестра исполнят хор и солисты.

www.rpo.co.uk

Музей в Саутгемптоне

Еще один новый музей, на этот раз на южном побережье острова, решено открыть к столетию рейса «Титаника», поскольку с ним связаны судьбы многих горожан. Их историям, а также влиянию «Титаника» на дизайн, производство и безопасность пассажирских судов посвящена временная выставка «Титаник. Легенда» (до 2013 года). Постоянная — об этого города-порта.

C 10 апреля

www.seacitymuseum.co.uk

«Титаник и Ливерпуль: неизвестная история»

Временная выставка в Морском музее Мерсисайд (Ливерпуль) дополнит уже имеющиеся экспонаты (вроде огромной модели судна) в постоянной экспозиции. Она посвящена связи «Титаника» с одним из крупнейших английских портовых городов, представленной в основном через судьбы отдельных ливерпульцев — начиная с пассажиров первого класса и заканчивая механиками судна и оркестром, героически игравшим музыку в то время, как корабль терпел бедствие. На выставке — их фотографии, переписка, телеграммы, билеты на судно, посуда с него и т.п.

До 21 апреля 2013 года

www.liverpoolmuseums.org.uk