Фильм "Контрабанда": бабло – не зло

Криминальный триллер Бальтазара Кормакура «Контрабанда» (Contraband), посвященный техническим вопросам нелегальных перевозок морским путем, сделан с любовью к жанру и заботой о комфорте зрителя
UPI
UPI

За морем телушка – полушка, да рубль перевоз. Это любимый, кормящий сюжет исландца Бальтазара Кормакура. В 2008 г. он выступил продюсером и сыграл главную роль в фильме «Рейкьявик – Роттердам», где нелегальные грузы с риском возили по Норвежскому и Северному морям. Картину тепло приняли на родине, и Кормакур, уже в качестве режиссера, затеял американский ремейк.

С первых кадров, нагнетающих тревожную атмосферу с обещанием напряженного действия, становится понятно, что Кормакур изучил классику жанра и «Контрабанда» – правильный фильм, в котором все будет так, как надо. Вот и Марк Уолберг играет, как всегда, хорошего парня, которого лучше не трогать. У него семья и честная работа, он давно завязал с криминалом, но бестолковый младший брат жены влип в неприятную историю. Чтобы отдать долг и вывести семью из-под удара, приходится вспоминать старые навыки и отправляться в Латинскую Америку, откуда в голливудских боевиках традиционно привозят все незаконное.

Трудно быть контрабандистом с моральными принципами. Герой Уолберга категорически не хочет иметь дела с наркотиками, поэтому вместо килограмма героина берется привезти в США тонну фальшивых долларов. Может показаться, что это надуманные сложности. Зато сразу видно, что обманывать таможню – интересная, творческая работа, для которой нужны смекалка и профессионализм.

Не говоря об азарте. Завязавший контрабандист может сколько угодно рассуждать про семейные ценности, но на борту у него глаз горит и руки чешутся. Вот тут устроим тайник, а там масло сольем и двигатель заклиним, чтобы задержать погрузку.

И еще вопрос, какие ценности считать семейными. Отец героя за те же проделки до сих пор сидит.

Но дело не в деталях сюжета. «Контрабанда» убаюкивает и умиротворяет, как всякий грамотно изготовленный боевик. Чем больше герои рискуют и напрягаются, тем приятней знать, что все у них получится и будет хорошо. А значит, есть в жизни что-то незыблемое и простое. И даже современное искусство не способно поставить под сомнение эту уютную картину мира. Недаром случайно прихваченное героем Уолберга и забытое в фургоне полотно Джексона Поллока полфильма все принимают за испачканную краской тряпку. С одной стороны, шутки про то, что шедевры ХХ в. легко спутать с мусором, избиты донельзя. А с другой – появление этого предмета наконец-то вносит в сюжет «Контрабанды» легкое беспокойство. Герои-то с проблемами разберутся, а вот абстракция Поллока – как она там, в фургоне?