Тайна рождения Анатолия Брусникина: Борис Акунин откроет ее под Старый Новый год
История с псевдонимами Григория Чхартишвили обнаружила, что Бориса Акунина читатели любят больше, чем Анатолия Брусникина и Анну БорисовуСегодня мы узнаем обстоятельства рождения Анатолия Брусникина. Борис Акунин пообещал поведать об этом в своем блоге как раз под старый Новый год. Из какой шинели вышла беллетрист Анна Борисова, писатель уже рассказал. И до того как будут раскрыты подробности литературный судьбы Брусникина, отказался от комментариев (в частности, «Ведомостям»).
«Девятный Спас» всерьез всполошил литературный мир около двух лет назад – историческое чтиво, немного под Алексея Толстого, слегка под Дюма и отчасти под Вальтера Скотта, было написано рукой явного профессионала, но явилось словно бы ниоткуда. Критики и читатели гадали, на каких нивах зрел неведомый миру талант и почему в раскрутку новичка издатели так безоглядно вложили сумму, размер которой даже постеснялись назвать. Впрочем, уже после выхода «Спаса» многие догадались, что за маской дебютанта Брусникина скрывается опытный мистификатор Борис Акунин – сюжетные ходы, шпионская тема, откровенные ауканья с русской классикой буквально кричали о родстве. «Герой иного времени», вышедший три года спустя, и признание писателя превратили эти догадки в реальность. Теперь у филологов, занимающихся современной массовой литературой, появится обильный материал для сопоставительных исследований.
Романы Анны Борисовой, энергичной дамы, от скуки взявшейся за перо (как сообщает Акунин в своем блоге), этого материала предоставят заметно меньше. Борисова размышляет над вопросами, которые в романах Акунина и Брусникина почти не обсуждаются всерьез: загробная участь, ее зависимость от взглядов на нее («Там»), влияние наших желаний на траекторию нашей судьбы («Креативщик»), секрет молодости (Vremena goda). Борисова понадобилась Акунину не ради стилистической разминки, скорее для разговоров о важном.
Впереди (21 января) выход завершающей части трилогии Брусникина – книги «Беллона», объединившей под одной обложкой два романа. Саморазоблачение – а непродуманных публичных шагов в литературе Борис Акунин не делает – наверняка подстегнет продажи. По очевидной причине. Акунина любят намного больше Брусникина.
Хотя суммарные тиражи, названные «Ведомостям» издательством АСТ, – как всех романов Анны Борисовой (310 000 экземпляров), так и Анатолия Брусникина (840 000) – более чем внушительны, славы Бориса Акунина им не стяжать. И дело тут не в цифрах, хотя и они производят впечатление: с 2000 г. общий тираж книг Акунина, изданных в одном только АСТ, равен 7 миллионам 206 тысячам, и это при том, что АСТ – не единственное его издательство. Не в цифрах, так как и без них очевидно: безусловно успешен оказался только «фандоринский цикл».
Потому что, несмотря на умное обаяние монахини Пелагеи, именно заикающийся статский советник в отставке с седыми висками, дивным умением выигрывать все игры и оказываться в нужном месте и в нужный час обрел подлинную народную любовь. Не славу – любовь. Новых книг об Эрасте Петровиче по-прежнему жадно ждут – словом, если он и надоел, то лишь своему создателю.
Овладев, кажется, всеми секретами бестселлермахерства, Борис Акунин точно отказывается поверить в один из самых очевидных: не только голова, но и сердце читателя (читательниц!) должно быть вовлечено в происходящее, будь то детектив, фильма или просто исторический авантюрный роман. Читатель должен по уши влюбиться в героя. И герой его романа не имеет права размножаться, менять обличья, показывать козу или язык. Массовая литература в чем-то посерьезней «Войны и мира», поскольку имеет дело с архетипами.
Но автор, конечно, имеет право устать. Тем более что в одном Борис Акунин устали не знает: он по-прежнему верен Игре – ее изменчивому и веселому духу, ее открытости всем культурным пластам, ее рассчитанности и полной непредсказуемости. А значит, Борис Акунин нас еще удивит.