Дмитрий Крымов поставил спектакль в оперном театре

Новый спектакль Дмитрия Крымова «Х.М. Смешанная техника» и чувства вызывает смешанные – главным образом потому, что поставлен он в оперном театре
О.Черноус
О.Черноус

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко не забывает о современных композиторах: вслед за «Гамлетом» Владимира Кобекина последовала «Русалочка» Леры Ауэрбах, теперь к сотрудничеству приглашен молодой Кузьма Бодров. Однако если он и написал для нового спектакля какую-то свою музыку, то запоминается не она, а народная песня «Реве та стогне Днiпр широкий» и колыбельная Дунаевского «Сон приходит на порог» из кинофильма «Цирк».

В лучшем случае композитора нужно похвалить за то, как он полифонически свел в одновременности песню «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат» с Маршем гитлерюгенда или составил псевдоавангардную арию для сопрано – коллаж из австронемецкой классики.

Вообще, конечно, немного странно отправляться в оперный театр, чтобы услышать очередную порцию колоратур от Анны Синякиной – эта талантливая актриса угощает ими публику едва ли не в каждом спектакле Дмитрия Крымова. Утешает, как всегда, щедрая фантазия режиссера, запросто поручившего монтировщикам роли главных участников действия. На глазах у публики они в считанные секунды выносят на сцену целую квартиру с книжным шкафом, комплектом мебели, холодильником, краном, из которого течет вода, электроконфоркой, на которой взаправду пригорает забытая героиней яичница, и телевизором, в котором сидит живой Максим Маминов с полным набором телеканалов на языке.

Нет, артисты музыкального театра тоже заняты – хор, оркестр под управлением Алевтины Иоффе, солисты Дмитрий Кондратков и Наталия Мурадымова, которые не очень зажигательно исполняют джаз, но именно их нужно благодарить за самый эффектный момент спектакля: надев ласты и водолазные маски поверх концертных костюмов, они плюхаются в аквариум, где потом конвульсивно бултыхаются, превратившись из людей в живой товар рыбного магазина.

Не стоит задавать спектаклю вопросы «почему». В нем нет даже единой темы – что и хорошо, ведь тем самым нет и литературщины. Есть абсурдное, то и дело буксующее действие. И есть чистая фантазия Крымова и художника Веры Мартыновой, вызвавшая к сценической жизни одни сплошные призраки – призрак музыки, являющийся в квартиру героини, призрак Днепра, призрак войны со сбитыми вертолетами, призраки каких-то детей, которых оплакивают в конце. Лишь одно «почему» все же остается: почему музыкальный театр выпускает спектакль, в котором музыка играет сугубо прикладную роль?