Россияне предпочитают иностранный футбол российскому

В России футболом интересуются больше, чем в европейских странах и даже в Англии
А.Махонин

За кого болеют в России

Самыми популярными российскими клубами оказались «Зенит» – (27% болельщиков, принявших участие в исследовании Nielsen), Спартак Москва (16%), ЦСКА Москва (13%) и Рубин Казань (5%). А вот у клубов «Динамо Москва» и «Локомотив Москва» оказалось по 4% болельщиков. И столько же респондентов назвало себя болельщиками английских Manchester United, Chelsea и испанской Barselona. За британский Arsenal болеют 3% интересующихся футболом респондентов – столько же, как и за самарские «Крылья Советов».

В России футболом в той или иной степени интересуется 62% населения, выяснили эксперты исследовательской компании Nielsen. Чтобы составить портрет российского болельщика, они проинтервьюировали 19 000 человек в 38 российских городах – мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет. Потенциальных болельщиков в России оказалось даже чуть больше, чем в самой «футбольной» европейской стране – Англии, где за этим спортом следит 61% населения (по данным исследования компании Sport+Markt - European Football Merchandising Report 2010). В Германии болельщиков – 59% населения, в Испании – 57%, Италии – 54%, а во Франции – 42%.

Средний возраст российского футбольного болельщика – 33 года, пишет Nielsen, а европейского (по данным Sport+Markt) - 43,7 лет, выделяется лишь Германия, где этот показатель - 45,4 года.

Только половина болельщиков РФ живет в крупных городах, остальные - в городах с населением меньше 250 000 человек. По этой причине лишь 20% интересующихся футболом когда-либо посещали стадион, тогда как в Европе этот показатель составляет 30%. Судя по всему, далеко не всем, кто решил посмотреть матч «вживую», этот опыт понравился: как следует из исследования, 50% россиян были на стадионе по одному-два раза и больше не планируют. Причина – по телевизору футбол смотреть комфортнее (об этом заявили 31% тех, кто не ходит на стадион).

Российские болельщики в своей массе проявляют гораздо больше внимания к крупным международным турнирам, чем к российскому чемпионату. Так, 87% болельщиков смотрели матчи Чемпионата мира - 2010, тогда как матчи российской премьер-лиги – только 63%. Для сравнения: среди вовлеченных в боление (заинтересованных и очень заинтересованных в футболе) разрыв между интересом к Чемпионату мира и национальным чемпионатам, например, в Италии составляет 19%, в Германии – 21%, во Франции – 10%, в Англии – всего 1%. В России этот показатель на порядок выше и равен 27%.

Причина невнимания российских болельщиков к собственной премьер-лиге – низкий уровень чемпионата в целом (об этом заявили 39% респондентов) и неудобное время трансляции матчей российского чемпионата (18%), следует из исследования.

Личный доход среднестатического футбольного болельщика в России в месяц не слишком высок – 17 500 руб. (источник: «Изучение уровня известности и отношения к футбольному клубу «Зенит». 2011. Nielsen), однако средние затраты на покупку футбольной атрибутики в России составляют 1900 руб. в год на человека (около 46 евро). При этом средние затраты на покупку товаров с символикой болельщиков европейских клубов составляют от 20,3 до 58,0 евро на человека в год, свидетельствуют данные Sport+Markt.