Цельнометаллический Джейсон Стетэм против вертлявого Бена Фостера
В боевике «Механик» (The Mechanic) актер Джейсон Стэтем показывает фирменную джейсонстэтемность: набычившись и стиснув челюсти, чисто делает грязную работу убийцы. Расхлябанный герой Бена Фостера тоже хочет научитьсяХоть и механик, а на отеческую заботу способен / outnow.ch
В свободное от работы время герой Стэтема Артур Бишоп иногда навещает соблазнительную даму из бара (Мини Анден), но чаще проводит досуг в укромном доме на озере, слушает грампластинки и неторопливо возится с антикварным спорткаром. Эти мужские занятия успокаивают нервы и настраивают на философский лад. Как там сказано у классика? «Добро и зло приемли равнодушно»? Ну вот это как раз про Бишопа. Нет добра и зла – есть профессионализм.
Играть в таких сосредоточенных сценах для актера действия непросто, но у Стэтема очень выразительная, скульптурная и волевая макушка. О, сколько в этом блестящем затылке психологизма! Не меньше, чем в лице. Да что там, больше! Возможно, когда режиссеру Саймону Уэсту требовалось, чтобы Стэтем изобразил задумчивость и моральные сомнения, он добродушно говорил звезде боевиков: «А ну-ка отвернись».
Во всех остальных случаях Стэтем смотрит в камеру твердо, исподлобья: за годы карьеры он отполировал до совершенства выражение лица типа «не подходи – убью». Вариант – «попозже сам подойду и убью». Заказы Бишоп исполняет идеально, москит носа не подточит. Никакого насилия и крови. Клиенты неожиданно тонут в бассейне или умирают от сердечного приступа. Старый и единственный друг Гарри (Дональд Сазерленд) и вовсе сам отдает Бишопу пистолет, понимая, что раз уж тот пришел, то дергаться бесполезно. Так как в этот момент Стэтем стоит к камере лицом, моральных сомнений на лице не отражается.
Они настигают героя позже, когда Бишоп встречает на кладбище сына Гарри, бездельника, алкоголика и придурка Стива (Бен Фостер). Вот теперь надо поиграть затылком, потому что напарник будет играть лицом. Герой Фостера тщедушный, но бешеный. Ему говорят: соблазни падкого до мальчиков громилу, накапай яду в бокал и исчезни, а он хочет завалить двухметрового дуболома голыми руками, чтобы кровь по всей гостиной и собственная морда – в мясо. В лучшие моменты задиристый Фостер даже слегка напоминает молодого Де Ниро. Короче, вы уже поняли, что суровый Бишоп почти по-отцовски привязывается к сопляку и берет его в обучение. Далее мы имеем не только боевик, но еще и условно психологическую драму, в которой один напарник молчок, а другой до поры дурачок.
Сюжет, по общепринятой сегодня практике, не нов, но основательно подзабыт: «Механик» – ремейк фильма 1972 г. Бишопа тогда играл кряжистый Чарльз Бронсон – как и Стэтем, артист не слишком разнообразной психофизики, но с усами и волосами; теперь мужчин подобной фактуры если и берут в супергерои, то разве что в отставные. Юный Стив в 72-м тоже был не похож на нынешнего: игравший его Ян-Майкл Винсент был слишком смазлив, чтобы казаться таким же неприятным, как герой Фостера.
Кстати, неприятен этот новый Стив – Фостер слишком демонстративно. Как будто для того, чтобы мы больше переживали за Бишопа – Стэтема. Хотя что за него переживать? Он же механический – завелся и пошел. Разболтанный Фостер интереснее, но в «боевике со Стэтемом» публике продают скорее затылок, чем лицо.