«Утомленные солнцем - 2» спонсировали ВТБ, Внешэкономбанк и государство
Фильм «Утомленные солнцем – 2: Предстояние» собрал в прокате в пять раз меньше средств, чем было потрачено на его съемку. Но продюсер и режиссер Никита Михалков не потерял ни копейки: половину расходов покрыли спонсоры – Внешэкономбанк, ВТБ и государство, остальное принесла предпродажа правВоенная эпопея «Утомленные солнцем – 2: Предстояние» весной этого года собрала в прокате России и СНГ $7,5 млн (данные журнала «Кинобизнес сегодня»). При этом на производство двух фильмов («Предстояние» и «Цитадель») и телесериала на их основе, по данным студии «Три Тэ», было потрачено $42 млн (1,25 млрд руб.), т. е. в пять раз больше. Михалков был одновременно продюсером, режиссером, автором сценария и исполнителем главной роли в «Утомленных солнцем – 2».
Компании «Золотой орел» и «Три Тэ» (продюсерская компания и производитель фильма) убытков не понесли, говорит гендиректор «Золотого орла» Алексей Балашов. Свести концы с концами бюджету помогли спонсоры, государство и предпродажа прав на сериал.
Самым щедрым оказался ВТБ. В 2007 г. банк, по словам источника «Ведомостей», профинансировал сиквел на 13 млн евро. Сотрудник пресс-службы ВТБ подтвердил, что банк – спонсор «Утомленных солнцем – 2», но размер помощи раскрыть отказался. Еще 8,85 млн евро предоставил в виде спонсорства Внешэкономбанк СССР. Эта сумма была переведена двумя траншами в 2006 и 2007 гг., уточнил сотрудник пресс-службы ВЭБа. По словам Балашова, компания получила от обоих банков 608,5 млн руб. (сумма после уплаты НДС). Кроме того, «Утомленные солнцем – 2» получили деньги из бюджета в рамках поддержки кинопроизводства: по 29 млн руб. на каждый фильм, всего 58 млн руб., говорит он. Представитель Минкультуры это подтвердил.
«Золотой орел» также, по словам Балашова, получил авансы за продажу прав на прокат фильма в России и СНГ от компании «Централ партнершип» (ЦПШ), на его мировой прокат от компании Wild Bunch, на показ сериала от телекомпании ВГТРК. Большую часть этой суммы (около 40%) выплатила ЦПШ, уточнил он.
Роялти по «Утомленным солнцем – 2» было «выплачено авансом», говорит исполнительный вице-президент кинокомпании «Централ партнершип» Злата Полищук. По ее словам, ЦПШ делала так по некоторым крупным российским премьерам, но теперь решила отказаться от этой практики, чтобы кинокомпании были в равных условиях. Первый заместитель гендиректора ВГТРК Антон Златопольский подтвердил, что телекомпания выплатила аванс за сериал.
Сериал из 12 серий выйдет в эфир после того, как весной следующего года закончится прокат «Утомленные солнцем – 2: Цитадель».
У «Утомленных солнцем – 2» самый большой бюджет в истории российского кинопроизводства.
Но, по словам представителя «Три Тэ», надо учитывать, что это два полнометражных фильма и еще сериал.
Госбанки не впервые финансируют кинопроекты семьи Михалковых. ВЭБ финансировал фильм «Щелкунчик и крысиный король» Андрея Кончаловского, родного брата Михалкова. Прежде пресс-служба ВЭБа сообщила «Ведомостям», что «Щелкунчик» получил от ВЭБа деньги безвозмездно в виде спонсорской помощи, но потом уточнила, что в 2007 г. Внешэкономбанк СССР предоставил коммерческий кредит на $50 млн компании Nutcraсker Holdings Ltd на производство художественного фильма Nutcracker («Щелкунчик»). Кроме того, в 2010 г. по решению своего наблюдательного совета ВЭБ выделил «Щелкунчику» 338 млн руб. спонсорской помощи на перевод фильма в 3D-формат и продвижение, уточнили в пресс-службе. Других спонсорских проектов в сфере кино у ВЭБа сейчас нет.
Средний бюджет российского фильма сейчас – $2,5–3 млн, говорит гендиректор Movie Research Олег Иванов, последние пару лет российские продюсеры предпочитают не рисковать крупными бюджетами, поскольку затраты чаще всего не отбиваются. Закрывать расходы на производство фильма за счет предпродажи прав, продакт-плейсмента – стандартная американская практика, говорит продюсер Александр Роднянский, но в России она достаточно редка, как и большие суммы от спонсоров. «Но «Утомленные солнцем – 2» – это отдельная история, в России больше нет режиссеров с «Оскаром», – указывает он. – Неудивительно, что банки дали ему деньги задаром. Кроме того, Михалков – очень влиятельная фигура и помимо кинопроизводства».