Выставка, посвященная юбилею св. Андрея Рублева, открылась в Третьяковке
На выставке Андрея Рублева, посвященной его 650-летию, впервые собраны важнейшие для русской культуры и национального самосознания образы: «Троица» и список Владимирской иконы Богоматери, почитаемый чудотворнымПервое впечатление – тесно от света и цвета. Зал, выделенный Третьяковской галереей для выставки «Андрей Рублев. Подвиг иконописания», не мал, но его как будто распирает от сияния святынь – религиозных и искусства. Собранные здесь образы дважды намолены – православными за века и русской интеллигенцией за последнее столетие, когда на иконы стали смотреть как на художественные произведения, что чудесным образом спасло их от уничтожения в жестокие богоборческие времена.
Впрочем, ощущение тесноты, точнее, чрезмерной насыщенности, легко объяснить рационально: в зале много крупных и ярких монументальных произведений, светлого колорита, эмоционально напряженных. Один только Васильевский чин – часть иконостаса Успенского собора во Владимире, приписываемого «кругу Рублева», – достоин большего простора. Каждая из девяти его досок выше трех метров, фигуры заполняют их целиком, и лучше отойти подальше, чтобы почувствовать величие и грандиозность общего замысла, охватить глазом мягкость линий и особенности поз каждого героя. Образы иконостаса неоднородны, не все полностью раскрыты, видны утраты и поновления разных времен, но это не мешает даже совсем дремучему зрителю или принципиальному атеисту восхищаться и трепетать перед мощью и гармонией этих икон.
Юбилей, к которому приурочена выставка, условный, дата рождения Рублева неизвестна, его авторство не всегда доказуемо, болезненно подозрительные предполагают, что и не было человека, в летописях дважды упомянутого как «чернец Андреи Рублев».
Но есть хранящиеся в Третьяковке «Троица» и «Спас» – самые известные русские иконы, символы допетровского русского искусства, гордость отечественной культуры, одно из подтверждений ее величия. Они такие, какими сохранились во времени и отечественной истории – израненные.
Центральная стена выставки с ликами Архангела Михаила, Апостола Павла и Христа Звенигородского чина и «Троицей» производит сильнейшее впечатление. Описывая его, невозможно и незачем сдерживать восторги. Хотя благородство письма, внутренняя гармония и особенная молитвенная тишина и кротость этих образов благоговейно описана на многих страницах искусствоведами и религиозными писателями.
И уж совсем трудно найти уместные в газете слова для описания впервые показанных рядом трех Владимирских икон Богоматери – из Кремля, Третьяковки и Владимира. Все рублевского времени – начала XV века, все прекрасны, а привезенная из Владимиро-Суздальского музея – нежнейшая, – возможно, списана с чудотворной Владимирской ХII века (хранящейся теперь в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковке) рукой самого Рублева и сама чтима как чудотворная.
Впервые юбилей Андрея Рублева был отмечен в 1960 г. как государственный праздник. Популярность великого иконописца была в те временя массовой, каждый начитанный человек совершал паломничество по старым русским городам и спокойно оперировал словами «голубец» и «пробела». Теперь образованные путешествуют больше по Европе и предпочитают говорить «дискурс» и «инсталляция», а недавно воцерковленные думают, что на иконы положено креститься, а вот всматриваться в них и любоваться ими грешно.
Андрей Рублев, канонизированный церковью и историей искусства, – идеальный символ согласия, единения веры и культуры. Что и должна была бы подтверждать выставка. Отчасти она свою миссию выполнила. Вопреки тому, что собрана не с максимально возможной полнотой (из Русского музея привезен только образ пророка Софрония, «Ленинка» не дала Евангелие Хитрово с миниатюрами предположительно кисти Рублева) и без целевого финансирования. И причина тому не только боязнь за сохранность вещей, а еще и споры между культурными и церковными учреждениями за иконы как материальную ценность.
И еще, хочется, чтобы на выставку водили учеников не только воскресных школ – для знания родной истории и умиротворения.