Выставка греческих икон интересна своими редкостями и даже казусами

Выставка греческих икон в Отделе личных коллекций Пушкинского музея показывает не только ценности и редкости, но и неожиданности
С.Николаев
С.Николаев

В одной из витрин выставки рядом лежат две иконы Христа Пантократора, обе греческого происхождения. Та, что кабинетного формата, XVI в., жесткого письма, в отличном состоянии, – из музея Рублева (а когда-то принадлежала великому советскому коллекционеру Георгию Костаки). Более поздняя, в три раза меньшая, прописанная мягче, с пробелами и деликатнее отреставрированная, привезена из Греции.

Кажется, что наш образ – а он, видимо, лучше – попал на выставку икон из афинского Музея Бенаки и Фонда Александра С. Онассиса для того, чтобы своим художественным достоинством поддержать общий уровень экспозиции.

Греческая выставка, составленная на основе частного, домашнего, собрания Эмилиоса Велимезиса, не столько редкостями или шедеврами интересна. Хотя здесь есть и несколько работ высокого художественного класса, уважаемого возраста и даже звездного авторства.

Например, великолепная Богоматерь Умиление второй половины XV в., золотисто-охристый Николай Чудотворец того же возраста или маленькое «Снятие с Креста», принадлежащее кисти Доменикоса Теотокопулоса, вошедшего в историю искусств под прозвищем Эль Греко.

Но рассматривать на выставке интересно как раз редкости, неожиданности и даже казусы. Некоторые иконы вполне можно посчитать произведениями народного, наивного искусства, настолько механически там соединены приемы итальянской ренессансной живописи и ортодоксальный канон.

Конечно, критская школа иконописи как раз и знаменита таким западно-восточным миксом, но иногда эффект, на нынешний взгляд, кажется почти вызывающим. И если «Поклонение волхвов», датируемое началом XVI в. и приписываемое автору из круга мастера Ангелоса Бизаманоса, прямо близко итальянским примитивам, то «Пьета» Эммануила Тзанеса, написанная в 1657 г., воспроизводит известную живописную композицию – тело Христа на коленях у Богоматери, но фигуры написаны абсолютно по-иконному.

Величественно и для нас странно смотрится и «Успение Богоматери со святыми Домиником и Франциском» (конец XV в., школа Андреаса Ритзоса) – в центре триптиха традиционная православная икона, по бокам – католического письма святые.

Всем хорошо окончившим школу известно, откуда пришли к нам иконы, и, конечно, на выставке много греческих образов, близких византийским и русским, написанным в той же традиции. Но малоизвестные различия, оказывается, интересней ожидаемого сходства, так что эту выставку в Пушкинском лучше судить не по качеству показанных вещей, а по их новизне для нас.