Кампус "Сколково" построен без скандалов и с задержкой всего на год
Здание школы управления будто парит в воздухе.Кампус Московской школы управления «Сколково», достраивающийся вблизи одноименной деревни (точнее, его центральный блок), не похож ни на что прежде появлявшееся в окрестностях столицы, да и в ней самой. Спроектировал его британский архитектор, мировая звезда Дэвид Аджайе, чьи работы не раз оказывались на Венецианской архитектурной биеннале и удостоены престижных международных призов. Несмотря на оригинальность концепции, проект реализован без скандалов и особых изменений, с задержкой всего в год. Впрочем, эффектность и уникальность центрального блока комплекса взяли вверх и над инженерной целесообразностью, и над финансовой.
На огромный по площади трехэтажный диск водружены четыре пяти-семиэтажных параллелепипеда. При этом между землей, диском и верхними корпусами размещены ряды малозаметных опор, из-за чего возникает ощущение, будто бы эта громадина парит в воздухе. Глядя на нервный рисунок ее фасада, состоящий из косых пестрых плит, окончательно теряешься, не понимая ни масштаба сооружения, ни его предназначения. Кампус вообще сложно назвать зданием – это скорее масштабная скульптура, которую можно заподозрить в инопланетном происхождении. Особенно если учесть окружающий ландшафт – несколько коттеджных поселков, деревень и Троекуровское кладбище. Впрочем, теперь, когда в Сколкове решили строить «Кремниевую долину», пейзаж может сильно измениться.
Сегодня на площадке ведутся ландшафтные и интерьерные работы. В параллелепипедах, вмещающих гостиницу, общежитие, спорткомплекс и администрацию, уже установлены внутренние перегородки, а в диске, предназначенном для учебной части, укладывают полы. Кстати, если верхние корпуса внутри не столь увлекательны, как снаружи, то интерьер «диска» производит сильное впечатление. Здесь нет привычных для учебных зданий коридоров: аудитории разных размеров сгруппированы в несколько двухэтажных кластеров, соединенных поверху стеклянными мостиками. Они бессистемно расположены в общем высотном пространстве, которое насыщено светом за счет окон в потолке и сплошного остекления. Крыша спроектирована как внутренний двор, где летом можно будет посидеть с чашкой кофе и поработать. Единственная досада – придуманный архитекторами естественный газон с кустами пока заменяется искусственным. Впрочем, конструкция позволит изменить это в любой момент, уверяет Андрей Чельцов, один из руководителей бюро «Арт-бля», выполнявшего функции генпроектировщика кампуса.
Дэвид Аджайе – танзаниец по происхождению, профессиональное образование получил в Британии. Свою архитектурную карьеру начал в 1994 г. В 2000-м, уже зарекомендовав себя как мастер жилых и общественных интерьеров, основал бюро Adjaye Associates. Сегодня у бюро три офиса – в Лондоне, Берлине и Нью-Йорке – и проекты по всему миру.
Автор – заместитель главного редактора журнала Made in Future