Берлинский кинофестиваль, наконец, заметил русское кино
В четверг стартуют юбилейные, 60-е Берлинские кино-игры – Internationale Filmfestspile Berlin. Почти все 2000-е фестиваль возглавляет считающийся прогрессистом Дитер Косслик. И это первый фестиваль под его патронатом, на котором уважили кино из РоссииПри Косслике наше кино попадало в конкурсную программу Берлинале лишь раз. А можно сказать – вообще не попадало, поскольку фильм Александра Сокурова «Солнце» про императора Хирохито, отобранный на Берлинале в 2005-м (и, несмотря на свою феноменальность, ничего не получивший), был снят на японском и английском, с иностранными актерами, а Сокуров считается фигурой не российского, а мирового киномасштаба. В итоге возникли небезосновательные подозрения, что Берлин игнорирует наше кино. Не то чтобы из политических соображений – хотя Берлинале ценил и продолжает ценить политическую и социальную актуальность. А просто потому, что мы ему по барабану – ему интереснее обе Америки, Азия и соседи по Евросоюзу.
И нате вам. На юбилейном, 60-м фестивале жюри, которое возглавит легендарный режиссер Вернер Херцог (из звезд в него также войдет Рене Зелльвегер), предстоит оценить нашу картину, причем сделанную режиссером, относящимся не к киногенералам, а к представителям новой молодой волны. Лента Алексея Попогребского, снявшего «Коктебель» (в соавторстве с Борисом Хлебниковым) и «Простые вещи», имеет странноватое название «Как я провел этим летом» и повествует о взаимной подозрительности между двумя полярниками, дорабатывающими смену на удаленной станции. По заверениям создателей фильма, это триллер в духе Хичкока. Подробности после просмотра.
Конкурировать Попогребскому придется не просто с генералами, а с генералиссимусами мирового кино. Правда, мрачнейший параноидальный, не без мистики, триллер «Остров проклятых» – в оригинале Shutter Island – Мартина Скорсезе с Леонардо Ди Каприо будет показан вне конкурса (и сразу после берлинской премьеры выйдет в наш прокат). Зато в конкурсе – The Ghost Writer Романа Полянского, что, пожалуй, можно интерпретировать как «Тайный соавтор». Удивительно, но это тоже триллер и тоже, кажется, с элементами мистики. Суть в том, что бывший британский премьер-министр с лицом Пирса Броснана нанимает писателя с лицом Эвана Макгрегора, чтобы тот записал его мемуары. В итоге из всех шкафов начинают вываливаться скелеты. Из-за ареста Полянского фильм ожидают особо. Полянский – значимая фигура для истории Берлинале. Он получил тут в середине 1960-х приз за «Отвращение» и главный приз за «Тупик». Его приезд на юбилейный фестиваль обставили бы с шиком. Но Полянский, похоже, приехать не сумеет.
В конкурсе вообще много фильмов тех режиссеров, которые уже становились триумфаторами Берлинале, – китайского классика Чжана Имоу, британского мэтра Майкла Уинтерботтома, менее известных публике боснийки Ясмилы Жбанич, победившей тут в 2006-м с фильмом «Грбавица», и китайца Ван Чуананя, которому отдали победу в 2007-м за «Свадьбу Туи». Конкуренцию им составят датчанин Томас Винтерберг и другие известные режиссеры.
Но вернемся к русской теме. Конкурсом дело не ограничилось. Этот Берлинале – первый за все 2000-е, когда наши картины есть во всех основных программах фестиваля. Во второй по значимости «Панораме» их сразу две: «Пропавшие без вести» Анны Фенченко и «Весельчаки» Феликса Михайлова, причем именно этим фильмом, что почетно, «Панорама» и откроется. В «Форуме» – «Я» Игоря Волошина. Российские фильмы есть в конкурсе короткометражек и фильмов для детей. Новые проекты Алексея Балабанова и Андрея Звягинцева («Кожа» и «Елена») будут бороться за внимание мировых продюсеров на рынке копродукций. В России должен был начаться кризис кинопроизводства, чтобы Берлин наконец-то обратил на нее внимание.