Тираж книги о "втором президенте России" может быть уничтожен
Тираж пародийной книги Льва Гурского о «втором президенте России» Романе Арбитмане может быть уничтоженМосковское издательство «Молодая гвардия» подало заявление в волгоградский арбитражный суд на волгоградское издательство «ПринТерра» с требованием признать незаконным копирование товарного знака «Жизнь замечательных людей». Поводом к подаче иска стала книга саратовского критика и прозаика Романа Арбитмана, написавшего пародийную биографию «второго президента России».
«Молодая гвардия», крупное столичное издательство, подает иск к крошечному провинциальному, опубликовавшему книгу, вышедшую тиражом в 800 экземпляров, требуя от «ПринТерры» выплаты 1 млн руб. и уничтожения тиража книги как контрафактной. А все потому, что обложка книги обыгрывает традиционное оформление жэзээловской серии: прямоугольнички, портрет героя книги, зажатый в картинки. Издательство «ПринТерра» и автор называют оформление книги пародийным, а иск – абсурдным. «Победа иска будет означать, что вторым президентом России был действительно Роман Арбитман, а не Владимир Путин», – сказал «Ведомостям» Роман Арбитман.
Пародия вышла под фирменным арбитмановским псевдонимом Лев Гурский. Герой Гурского, Роман Ильич, будущий «второй президент России», родился в Саратове в 1962 г., в детстве был ушиблен мини-метеоритом, возмужав, преподавал литературу и русский язык, предотвратил попытку покушения на Бориса Ельцина, а вскоре стал первым лицом страны. Президент Арбитман тайно ездил в Лондон встречаться с Джоан Роулинг в связи с делом Литвиненко, продвигал юмор в массы, боролся за поставку качественного алкоголя в сельские магазины, пока по истечении восьмилетнего срока не улетел в космос в созвездие Кассиопеи, с тем чтобы вернуться на родину в 2088 г. В общем, вылитая ЖЗЛ, правда?
И пусть пародия – материя тонкая, трудно спутать историю Гурского, например, с давним разбирательством, разгоревшимся вокруг книг о Тане Гроттер, которую Дмитрий Емец придумал вслед за Роулинг, тоже был обвинен в плагиате и тоже объяснял, что это пародия. Емец, однако, играл на том же, что и Роулинг, поле – использовал те же приемы и рассчитывал на ту же аудиторию. Случай Арбитмана совершенно иной. И самый поверхностный взгляд на волгоградское издание обнаружит никак не плагиат, а всего лишь шутливое цитирование знаменитого бренда. Кражи нет, есть шутка, литературная игра. Поклонники ЖЗЛ вряд ли станут читать его фантасмагорию. А уж перепутать героев этого безобидного опуса с реальными персонажами политической сцены можно, пожалуй, лишь как следует начитавшись сочинений Льва Гурского или профессора Каца (это вторая литературная маска Арбитмана) на ночь.