Интервью - Бертран Пикар, создатель солнцелета
«Чистые технологии станут такими же прибыльными, как в свое время компьютеры»Самолет на солнечной энергии Solar Impulse будущей весной впервые облетит вокруг света. Проект, в который вложено $150 млн, его руководитель и пилот Бертран Пикар называет швейцарским, хотя технологии и инвестиции приходят буквально со всего мира. Конструкторами самолета являются сам Бертран Пикар и его партнер - инженер Андре Боршберг. Они же владеют компанией, которая реализует проект.
Биография
Родился 1 марта 1958 г. в Лозанне (Швейцария). Закончил Лозаннский университет, по специальности - врач, специалист в области психиатрии и психотерапии для взрослых и детей 1999 основатель проекта Breitling Orbiter и капитан первого в истории беспосадочного кругосветного перелета на воздушном шаре ― 1999 посол доброй воли ООН (до 2011 г.) 2014 пилот 1-го межконтинентального перелета на самолете с солнечным двигателем Бертран Пикар - автор книг Around the World in 20 Days («Вокруг света за 20 дней», Wiley, New York, 1999, бестселлер) и A Trace in the Sky («След в небе», Editions Favre, 2005)
Дед Бертрана Пикара Огюст и его отец Жак были воздухоплавателями и изобретателями. Бертран Пикар по образованию психиатр - с юности его интересовало поведение людей в экстремальных ситуациях. Позже он не раз испытывал экстремальные ситуации на себе - от победы на чемпионате Европы по фигурным полетам на дельтаплане до трансконтинентального перелета на самолете на солнечных батареях. Ближайшие планы - кругосветное путешествие на новейшем летательном аппарате.
Путь от исследований до пробного полета Solar Impulse 1 удалось пройти за пять лет. Параллельно он смог привлечь в качестве партнеров крупные мировые корпорации. Многие из них разрабатывают технологии для проекта. Исследователь подчеркивает: самолет - это летающая лаборатория. Если новый материал пройдет «тест Solar Impulse», то его можно будет применять в других областях. Отдельно взятые части Solar Impulse собирают там, где их производят партнеры проекта. Самолет в целом собирают в ангаре в Пайерне недалеко от Лозанны.
Перелет застрахован, по словам изобретателя, в одной из страховых компаний, которая является партнером проекта. Один из партнеров - швейцарская Swiss Re. Сумму страхования исследователь не называет. После полета уникальный летательный аппарат должен занять место в одном из музеев.
В эксклюзивном интервью изобретатель рассказал о том, как ему пришла идея проекта, и о том, что будет самым важным для экономики будущего. «Ведомости» встретились с Бертраном Пикаром в аэропорту - в Москву он прилетел впервые.
- Как вы долетели?
- Полет был комфортабельным, я смог поработать в дороге. Я постоянно в разъездах, поэтому хорошо, когда есть 3-4 часа для работы в тишине.
- Интересно, с вашим опытом пилотирования различных аппаратов как вы чувствуете себя на борту обычного самолета?
- В принципе, нам по-прежнему нужны обычные самолеты. Нам по-прежнему нужна нефть, нам по-прежнему нужен газ, но сегодня у нас есть достаточно чистых технологий, чтобы улучшить ситуацию в будущем.
- Вы верите, что в будущем самолеты на солнечной энергии станут обычным делом?
- Я был бы сумасшедшим, если бы ответил «да», и глупым, если бы ответил «нет». Cейчас у нас нет технологий, чтобы перевозить пассажиров на самолете на солнечной энергии. Но у братьев Райт тоже не было необходимых технологий в 1903 г., когда они совершили первый полет в истории авиации. Но технологии развились дальше, и через 50 лет самолеты смогли перевозить по 200 пассажиров за рейс. Мне кажется, сейчас мы, как пионеры, должны открыть дорогу, открыть пути к новым способам мышления, новым способам действия, диверсификации источников энергии, более чистым технологиям, более легким материалам. Более легкие материалы - это очень важно. Если вы выполните все это - может быть, в будущем можно будет перевозить и пассажиров.
- Вы имеете в виду, что в будущем это возможно, но сейчас для этого не хватает принципиально важной технологии?
- Да, точно.
- Когда у вас впервые появилась идея проекта Solare Impulse?
- Она появилась в 1999 г., когда я закончил кругосветный перелет на воздушном шаре. Это был первый беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре. В начале у меня с собой было 3,7 т сжиженного газа. И когда я садился, у меня оставалось 40 кг, все остальное было использовано. После 20 дней путешествия, в конце, у меня было два часа в запасе - мы фактически сели в последний момент, но все прошло успешно. В этот момент мне пришла идея, что мы должны будем снова пролететь вокруг света вовсе без топлива, попытаться быть в воздухе постоянно. Это и есть цель Solare Impulse. Проект демонстрирует, что можно совершить теоретически бесконечный полет вообще без топлива. И тот же принцип может быть использован для высотных телекоммуникационных и наблюдательных платформ.
- Это может быть заменой космических спутников?
- Да, космические спутники очень дорогие. Если поместить Solare Impulse на 20-30 км высоты, он может оставаться там годами. На него может быть завязан интернет и телефонные сети. Такие технологии уже пытаются применять, но у этих компаний нет таких знаний, как у нас.
- Но, насколько я понимаю, в Solar Impulse 2 главное ноу-хау - это сверхмощные солнечные панели, которые поглощают на 6% больше энергии из солнечного света, чем обычные солнечные панели. Это уже большой шаг вперед и принципиально новая технология, которая уже есть у вас.
- Для Solar Impulse, как и для всего мира, нужны две вещи. Нужен хороший источник энергии и более эффективные способы ее использования. Речь идет, например, об изоляции. Также необходимы более легкие материалы, улучшенные двигатели и т. п. В современном мире большая часть технологий, которые мы используем, устарели. Сейчас половина энергии, потребляемой в мире, уходит на компенсацию потерь от устаревших двигательных систем, устаревших систем отопления и систем кондиционирования, плохой изоляции в домах и в холодильниках и устаревших лампочек. Это безумие, эта энергия используется впустую. Если мы сейчас хотим делать бизнес лучше, получать больше прибыли, создавать рабочие места, открывать новые рынки, то нам нужно инвестировать в эти чистые энергоэффективные технологии.
Это то, что мы делаем совместно с Bayer MaterialScience. Они разработали и предоставили нам очень эффективную изоляционную пену. Она не только помогает поддерживать ночью наши батареи и пилота в тепле, она также может быть использована в холодильниках, в домах. Это один пример. Еще мы используем очень легкое углеродное волокно в конструкции самолета. Оно также может быть использовано в любом транспорте. Потому что все, что передвигается, использует энергию. Так что если у вас будут более легкие конструкции, вы сможете экономить энергию. Мы также используем на нашем самолете светодиодные лампы в качестве посадочных огней. Они потребляют на 20% меньше энергии, чем обычные лампы.
- Вы говорите, что основная задача проекта - сделать так, чтобы прорывные технологии использовались в обычной жизни. Есть ли такие, которые уже используются?
- Bayer MaterialScience со своей изоляционной пеной планирует занять 75% рынка холодильников. Это очень хороший пример. С Bayer и Solvay мы разработали более эффективные способы производства батарей. Эти батареи уже продаются в Корее.
- Но изначально они были разработаны для вашего проекта?
- Да, они были разработаны для нас, но уже вышли на рынок. В рамках проекта Solar Impulse мы разработали электрический двигатель с КПД 97%. Для сравнения: КПД двигателя обычной машины - около 30%. Потери составляют 70%. В моторах для Solar Impulse наши потери - 3%.
- Как долго пришлось работать инженерам, чтобы создать такую технологию?
- Пять лет.
- Мы говорили о ваших партнерах, и довольно удивительно, что среди них нет крупных авиационных корпораций. Как получилось, что крупные авиационные корпорации не являются вашими партнерами?
- Потому что крупные авиационные компании специализируются на производстве обычных самолетов.
- Но они также используют углеродное волокно при строительстве самолетов.
- Да, но они все равно сохраняют обычную форму самолета, обычные методы строительства. Очень интересно, что они думали, что реализация нашего проекта невозможна.
- Вам буквально так и сказали, когда вы представляли проект?
- Да, они так и сказали: нам это не интересно, мы не сможем это сделать. В итоге наш Solar Impulse 2 по размаху крыльев больше, чем Boeing 747, но по весу равен джипу. Авиационная отрасль думала, что это невозможно. Интересно, что, если вам нужны инновации, вам придется поискать партнеров вне системы, потому что специалисты разбираются в своей области и для них очень тяжело открыть свое сознание для чего-то совершенно нового. - У крупных авиационных компаний есть свой печальный опыт инноваций. Были, например, гиперзвуковые пассажирские самолеты. Это был прорыв в свое время, но в итоге технология оказалась недостаточно рентабельной, чтобы поставить ее на поток.
- Цель проекта Solar Impulse не в том, чтобы перевозить пассажиров. Может быть, это произойдет лет через 30, но это не является нашей целью. Это как полет на Луну. Вы не летите на Луну, чтобы отвезти туда пассажиров, вы летите на Луну, чтобы привнести новые технологии, провести исследование. На Луну летят, чтобы показать, что это возможно. И у Solar Impulse абсолютно такая же цель. Это не коммерческая цель. Мы не открываем авиакомпанию. Мы пионеры, мы не люди из промышленности. Мы хотим воодушевить промышленность на то, чтобы разнообразить свою практику чистыми технологиями.
- Для России потери энергии из-за плохой инфраструктуры - актуальная проблема. Есть ли у вас партнеры в России?
- На данный момент их нет. Безусловно, мы открыты для этого. Мы были бы рады иметь российского партнера.
- Как вы считаете, насколько эти чистые технологии экономии энергии могут быть актуальны в развивающихся странах и в России? Насколько вся эта технологическая революция актуальна для нас?
- Дело в том, что эффективность энергии и чистые технологии - это выгодно. Если вы делаете в доме хорошую изоляцию, вы экономите деньги. Если вы смените холодильник, смените лампочки, если вы начинаете пользоваться гибридной машиной - вы получаете от этого выгоду. Это как раз то, что нужно странам с развивающейся экономикой. Для нефтяных компаний также важна диверсификация. Кстати, солнечные панели, которые стоят на нашем самолете, были разработаны специальным подразделением Total.
Диверсификация важна, потому что в течение какого-то исторического периода нам по-прежнему будут нужны нефть и газ, но мы уже сегодня можем разрабатывать другое направление, которое будет приносить прибыль.
- Если говорить о развивающихся странах - именно там расположена большая часть точек старта будущего кругосветного перелета Solar Impulse 2. Например, вы начинаете перелет над Тихим океаном в Китае.
- Весь перелет мы начинаем в Абу-Даби, потом полетим в Индию, затем в Китай, совершим перелет через Тихий океан в Америку и оттуда вернемся в Европу.
- У вас уже есть китайские партнеры? Для этой страны инновации - актуальная тема.
- Мы сейчас начинаем переговоры с китайскими корпорациями. Чистые технологии - это сфера, которая будет настолько же прибыльной, насколько в свое время были компьютеры. Люди, которые поймут это достаточно рано, получат большую прибыль.
- Когда начнется ваш кругосветный перелет? У вас уже есть конкретная дата?
- Да, это будет весной. Мы планируем начать полет 1 марта.
- Вы уже проводите тренировки?
- Да, конечно, мы уже тренируемся. Solare Impulse 2 летает. И я, и мой партнер Андре Боршберг уже проводили полеты. Кроме того, на Solare Impulse 2 работает летчик-испытатель, чтобы провести тонкую настройку всех систем: обеспечение кислородом, автопилот - все должно быть проверено.
- Что самое сложное в процессе подготовки?
- Все сложно, потому что никто не делал этого раньше. Нам некого копировать, не на кого ориентироваться. В мире никогда не существовало самолета, который летел бы без перерыва пять дней и пять ночей над океаном. Мы должны все изобретать заново, все конструировать с нуля - связь, использование прогноза погоды, планирование траекторий полета.
- У вас есть какой-то запасной план? Вы имеете возможность приземлиться где-то в Тихом океане в случае необходимости?
- Нет, в Тихом океане это невозможно. Наверное, можно приземлиться где-то на небольшом острове на пляже, но самолет будет сломан и снова взлететь будет невозможно.
- Ваш партнер Андре Боршберг был также вашим партнером по полету на Solare Impulse 1. А до этого вы летали вместе?
- Мы не летаем вместе. В Solare Impulse только одно место - для экономии веса. Каждый этап перелета мы совершаем в одиночестве, второй участник проекта двигается по земле.
- Как вы встретили Андре Боршберга? Как он стал вашим партнером по проекту?
- Я встретил его в 2003 г., когда я представил свое видение проекта Solare Impulse в Федеральной политехнической школе Лозанны. Они решили провести технико-экономическое исследование того, насколько этот проект возможно реализовать. Андре был назначен руководителем технико-экономических исследований. Так мы встретились и дальше решили работать вместе. Андре - инженер, а я - исследователь. Сейчас наш проект - это его основная работа. Правда, в Федеральной политехнической школе он был только консультантом, поэтому ему было легко уволиться и начать работать со мной.
- По каким принципам можно выбрать партнера для такого сложного проекта?
- Нужно выбрать кого-то, кто очень от вас отличается. Если вы выберете кого-то похожего на вас, вы ничему не научитесь - проще быть одному. Вам нужен кто-то, кто очень отличается, кого-то с другим опытом и знаниями, и это то, что получилось у нас с Андре. Но также важно друг друга уважать. Мы должны попытаться понять друг друга и использовать различия между нами как источник творчества, а не как проблему для нашего эго. В нашей ситуации 1 + 1 равняется трем.
- Во время перелета вас ждет множество сложностей, и в первую очередь физических. Как можно научиться не спать в течение пяти дней?
- Мы будем спать небольшими отрезками по 20 минут. Примерно 10 отрезков в день. Получается в общей сложности более 2,5 часа. Мы уже тренируем это в летном симуляторе, мы тренировались в нем вести полет длительностью в три дня и три ночи. Кроме того, полеты на Solare Impulse 1 уже были приготовлением к кругосветному перелету. Поэтому можно сказать, что мы тренировались с 2009 г.
- Считается, что сейчас люди отказались от космических технологий в пользу бытовых удобств. Вы согласны с этим?
- Я не думаю, что сейчас есть цель завоевывать другие планеты. Цель - иметь лучшее качество жизни на этой планете. Но качество жизни - это не только айпеды и мобильные телефоны, качество жизни - это борьба с нищетой, права человека, эффективное управление, исследования в области медицины, наконец, энергетическая эффективность - чистые технологии, защита окружающей среды. Именно эти вещи важны, если мы хотим хорошо жить на этой планете.