Интервью - Вячеслав Красько, финансист и путешественник

«Путешествия - это хорошая духовная практика»
Варвара Гранкова

На прошлой неделе финансист и путешественник Вячеслав Красько вернулся из поездки по Латинской Америке, которая длилась больше трех месяцев. Задача была - полностью повторить первое путешествие Эрнесто Гевары, пережить то, что переживал и он, летя по пампе на своем стареньком мотоцикле, ночуя в палатке, попадая в пыльную бурю. И еще - по возможности - познакомиться с людьми, знавшими будущего команданте. «Пятница» выясняла, удалось ли Вячеславу Красько осуществить задуманное.

Досье:

1974 Родился 6 августа. 2002-2005 Финансовый директор агропромышленного холдинга «Продо Менеджмент». 2006-2010 Финансовый директор «Альтиус Девелопмент». 2010 4 апреля - старт кругосветки. 2012 Книга «Год весны. Кругосветное путешествие длиною в год».

Путешествие - это когда ты выходишь из матрицы и твоя голова больше не забита текущими, всегда одними и теми же проблемами: машина, работа, магазин

- Любовь к Че Геваре - это что-то романтическое, из юности?

- Нет, это началось не так давно. В моей жизни путешествия многое изменили. Когда я узнал, что история Че Гевары как революционера тоже началась с путешествия, мне стало интересно. Он заканчивал университет, и ему предстояло устроиться на работу, жениться, надеть хомут - и вперед, по расчерченной траектории. И именно в этот момент он все бросает и отправляется на восемь месяцев путешествовать - и возвращается другим человеком. Мне захотелось понять, что же такое случилось во время путешествия с Эрнесто Геварой, что он стал тем самым Че.

- Как вы планировали свой проект?

- Я решил полностью повторить то самое путешествие, которое Эрнесто Гевара совершил вместе со своим другом Альберто Гранадо в 23 года. В основном они ехали на мотоцикле. Я восстановил маршрут, хронологию, точки на карте и примерные даты, когда и где они были. Многие знают эту историю по фильму «Дневники мотоциклиста». И поскольку я хотел оказаться «в шкуре» будущего революционера, мой проект называется «Я - Че Гевара».

- Ваше путешествие длилось три месяца. Как человек может на три месяца выпасть из жизни?

- В этом плане у меня все давно запущено. Я был таким нормальным топ-менеджером, системным финансистом. Работал с утра до вечера, от звонка до звонка. Последняя моя позиция до начала путешествий - в холдинге «Базовый элемент», где я был финансовым директором девелоперского бизнеса, наш крупнейший проект - строительство Олимпийской деревни в Сочи.

- И вы от всего отказались?

- Да, еще в 2010 году, когда собрался в кругосветку. Я выполнил все свои обязательства перед компанией, привлек крупную сумму финансирования, получил бонус и на эти деньги отправился путешествовать. Взял рюкзак, паспорт, свой бонус за контракт и 14 месяцев «бродил по миру».

- Как начиналось ваше новое путешествие, по следам Че?

- Я решил, что не стану ничего организовывать из Москвы, а буду разбираться на месте. Это было рискованное предприятие. У меня были права на мотоцикл, но я их получил три года назад и за это время был за рулем от силы три дня. На испанском я тоже знал всего несколько фраз. И при этом моя задача была снять документальный фильм. Не просто проехать, а брать интервью у людей, общаться. Словом, 1 декабря я оказался в Буэнос-Айресе, снял небольшую комнату-студию и начал заниматься испанским по четыре-пять часов в день.

- И мотоцикл, конечно же, тоже покупали уже на месте?

- Первое, что я выяснил, что иностранец не имеет права уехать на мотоцикле за границу, а Аргентина - это ведь только начало маршрута, нужно дальше, в Чили, Перу... Ну, думаю, всё. Путешествия на мотоцикле не будет. Но мне помог мой учитель испанского. Он сказал, что одному его знакомому, французу, удалось-таки выехать на мотоцикле в Уругвай и Парагвай. Для этого потребовалась регистрация по месту жительства в полиции и налоговый номер, после чего уже можно оформить на себя номера. И времени у меня было очень мало. 29 декабря я железно должен был выехать, поскольку это день старта Эрнесто Гевары и Альберто Гранадо. Меньше чем за месяц нужно было как-то освоиться с языком, преодолеть бюрократические препоны, купить мотоцикл и хоть немножко поездить, чтобы появился навык.

- Кто-то помогал во всем этом?

- Через couchsurfing.org я нашел репетитора, тот познакомил меня с французом, который научил, как все оформлять. Потом, благодаря фейсбуку, я познакомился с русским, который уже десять лет живет в Буэнос-Айресе. Мы с ним вместе ходили по инстанциям. Каждый день как на работу. За несколько дней до выезда я купил-таки мотоцикл.

- Крутой и дорогой?

- Нет, такой задачи не было. Во-первых, мотоцикл, даже не самый навороченный, из-за пошлин стоит 20 тысяч долларов. Ты будешь к нему привязан, придется больше думать о нем, чем о маршруте. Поэтому я купил двухгодовалый мотоцикл Zanella за 1800 долларов. Его не жалко. Правда, накануне старта проекта мой мотоцикл не пожелал заводиться. Это был выходной, а выходные для аргентинцев - это святое. Они уезжают за город, делают барбекю и ни за какие деньги не будут работать. Все-таки мне удалось уговорить одного молодого парня, я ему рассказал всю эту историю про Че Гевару, он проникся, приехал из-за города, но сделать ничего не смог. Сказал, что нужно все равно приглашать электрика, а это уж точно в понедельник. Я был в страшном расстройстве - ведь этого момента ждали много людей, читателей моего блога. И вдруг мой механик в последний раз качнул мотоцикл, послушал, как бултыхается бензин, заглянул в бак и, смеясь, говорит: «Так у тебя же бензина нет!» В итоге я удачно стартовал и путешествие началось.

- И как вам ехалось практически без навыка вождения?

- Когда я пересекал центральную часть Аргентины около города Неукен, меня подрезала машина, я стал резко тормозить, перевернулся на скорости километров сорок и проехался по асфальту. Защитную куртку разодрал полностью, даже на шлеме были царапины. Мотоцикл разбил - фара, одометр, руль скривился. Я ощупал себя - вроде цел, крови нет. Полчаса приходил в себя, завел мотоцикл - он, к счастью, был на ходу, и с повернутым рулем я ехал еще несколько сот километров до ближайшей деревни. И мало всего, по пути я еще попал в пылевую бурю (там вообще сильные ветра), мотоцикл сбрасывало с трассы. Приходилось пригибаться и мотоцикл наклонять. А если навстречу еще и фура, то тебя просто засасывает туда.

- Наверняка сто раз подумали: ну зачем я в это ввязался? Тут уж, думаю, было не до Че Гевары.

- Наоборот! С Че Геварой, как ни странно, происходили похожие вещи. Они с Альберто тоже переворачивались, у них что-то ломалось, они скрепляли проволокой. В конце концов они попали в бурю недалеко от того места, где я проезжал, окончательно разбили мотоцикл, и в довершение всего у них ветром унесло палатку. Но я уж не стал экспериментировать с палаткой и заночевал в мотеле. Так что совпадений было множество, я их испытал на своей шкуре.

- И мотоцикл в итоге тоже разбили, как и Че Гевара?

- Нет, я его лишился, но иначе. Оказалось, что на мотоцикле именно границу Аргентина - Чили иностранцу без вида на жительство пересечь все равно нельзя. Но я не очень огорчился. То, что у меня отняли мотоцикл, возможно, в конечном счете спасло мне жизнь. Вы знаете, несколько дней назад мой друг встретил в Чили двух крутых байкеров, экипированных, как робокопы, на дорогущих мотоциклах BMW. И рассказал им мою историю. Они не поверили. «На каком, - говорят, - мотоцикле он поехал? На старенькой «Занелле»? Без опыта вождения?» И острожно так: «А где этот парень сейчас?» Мой приятель отвечает: в Москве уже. «Ну-у, - говорят, - ничего себе. Больше трех тысяч прошел и не убился. Мы выпьем за его здоровье!» Так что, я считаю, мне повезло. Дальше я ездил на машинах, на рейсовых автобусах, ну и один раз плыл на кораблике через Амазонку в Сан-Пабло. Это был ключевой пункт путешествия.

- Почему?

- Сан-Пабло - это поселок в джунглях, на границе с Боливией. Именно там медики Эрнесто и Альберто посетили лепрозорий, где в течение двух недель помогали лечить проказу. Кому-то их поведение показалось бы безрассудным: они не боялись здороваться с больными за руку, проводили с ними много времени, играли в футбол. В лепрозории отмечали и день рождения Че Гевары, ему исполнялось 24 года. Он произнес тост, который вылился в его первый политический манифест. Говорил об объединении Латинской Америки против североамериканцев и что он готов воевать вместе с народом. Я мечтал найти людей, которые бы помнили Эрнесто и эту его речь.

- Неужели нашли?

- Да, как раз благодаря путешествию на корабле. А он, надо сказать, представляет собой три палубы, на которых нет ничего, кроме креплений для гамаков. Индейцы приходят со своими гамаками, развешивают их и так плывут сутками, общаются, спят... Я разговорился с одной женщиной и выяснил, что в Сан-Пабло жив еще человек, бывший больной, который общался с Че. Эта же женщина меня потом с ними и познакомила: 90-летний старик, перенесший проказу, с искореженным лицом, руками.

- И что он рассказал?

- Например, как Эрнесто переплывал Амазонку. Как известно, у Гевары была астма в тяжелой форме, которая усилилась в сыром климате. И чтобы испытать себя, он решил переплыть Амазонку. А в ней ведь еще и пираньи, так что риск двойной. И вот он поплыл через Амазонку, а рядом его подстраховывал на лодке Альберто. Ну и вернулись они уже вместе, на веслах. По этому эпизоду видно, что это был за человек. Вот он скажет себе: сделаю. И сделает.

- А было в вашем путешествии что-то красивое, а не только познавательное?

- Мой маршрут, помимо всего прочего, определялся еще и тем, что я хотел посетить какие-то уникальные места Латинской Америки. Эрнесто грамотно составил маршрут. Дорога Семи озер в Аргентине, когда действительно в течение одного дня проезжаешь семь горных озер, фантастически красива. А город Барилоче, где каждый день видишь закат с небом розового цвета! Там какие-то особые перистые облака, и вот солнце село, но еще полчаса облака подсвечиваются этими последними, уходящими лучами. Розовый город, я нигде в мире больше такого не видел. Ну а в Чили я пересекал пустыню Атакама с ее безлюдными марсианскими пейзажами - красными, оранжевыми, с пересохшими солончаками, среди которых бродят ламы.

- Ну а жизнь-то ваша поменялась? Вы ведь ради этого ехали.

- Еще бы! Ведь путешествие - это когда ты выходишь из матрицы и твоя голова больше не забита текущими, всегда одними и теми же проблемами: машина, работа, магазин, с друзьями пообщаться. Ты оказываешься в условиях другого континента, другого языка, другой цивилизации, ты не обременен мелкими заботами, ты начинаешь думать совсем о других вещах. О своей жизни. Путешествия - это хорошая духовная практика. Если, конечно, путешествовать со смыслом.