Интервью - Александр Чуваев, исполнительный вице-президент Fortum

"Основные фонды изношены «всего» только на 60-70%"
Д.Абрамов
Д.Абрамов / Ведомости

Во время реформы РАО «ЕЭС России» финский Fortum оказался единственным иностранным инвестором, который решился войти на рынок тепла, купив ТГК-10. Это был риск - ведь во время формирования рынка в электроэнергетике тепло решили не трогать, оставив отрасль регулируемой. Сейчас теплосети изношены уже на 60-70%, а из-за потерь в сетях себестоимость тепла постоянно растет. Теперь Минэнерго готовит реформу теплоэнергетики, и «Фортум» вместе с коллегами по рынку призывает министерство провести изменения как можно скорее.

Компании просят дерегулировать цены, ограничив их только уровнем так называемой альтернативной котельной. Цена альткотельной называется так потому, что посчитана, исходя из стоимости новой эффективной котельной, которую потребитель может построить себе сам. Такой потолок позволит установить экономически обоснованные цены, но избежать непрерывного роста стоимости тепла и удержать потребителей. В цене альткотельной предлагается учесть норму доходности ориентировочно в 14% со сроком возврата инвестиций в 10 лет. Это позволит компаниям модернизировать устаревшую инфраструктуру. В интервью «Ведомостям» Александр Чуваев рассказал, как реформа скажется на бизнесе «Фортума» и потребителях компании и о том, что нужно для нормального функционирования рынка тепла.

- На фоне ограничения тарифов вера в то, что реформа тепла будет проведена, слабеет. И в правительстве единства нет, и у ФСТ множество замечаний.

- По нашим расчетам, население примерно 60% муниципалитетов уже платит за тепло выше тарифа альтернативной котельной. Для них тарифы будут заморожены до тех пор, пока не сравняются с уровнем альтернативной котельной. Для тех, у кого сегодня тарифы ниже альткотельной, мы договоримся плавно (например, в течение пяти лет) эту цену поднимать. То есть реформа как раз не противоречит тенденции сдерживания тарифов. И наоборот: если мы не проведем реформу тепла, постепенно не 60, а все 80-100% муниципалитетов станут платить по завышенной цене из-за нарастающей деградации систем теплоснабжения.

- У Минэнерго тоже есть расчеты, как вырастут тарифы в среднем по регионам. Но в их табличке есть только несколько областей, которые платят выше тарифа альткотельной и где надо будет заморозить тарифы. А для подавляющего большинства оплата тепла вырастет.

- Давайте подробнее посмотрим на эти расчеты. Они сделаны на регион, в который входит крупный областной центр, где проживают наиболее обеспеченные граждане и находятся крупные и, следовательно, самые эффективные и дешевые по теплу ТЭЦ, а также менее крупные населенные пункты, в которых доходы у людей пониже, а источники тепла хуже и, следовательно, тарифы выше. Расчеты Минэнерго на область, к сожалению, включают поселения, в которых ситуация принципиально разная. Такие расчеты нерепрезентативны и вводят в заблуждение и регуляторов, и экспертное сообщество. Это же как средняя температура по больнице, которая не показывает ровным счетом ничего.

Необходимо представлять расчеты в отношении [конкретных] населенных пунктов. И тогда мы увидим, что, например, в Челябинске повышать тарифы потребуется, а в большинстве иных городов Челябинской области тарифы будут заморожены, причем именно в этих маленьких городах люди сильнее всего страдают от непомерной тарифной нагрузки, в то время как жители областного центра и не заметят растянутого на пять лет прироста тарифа. Модель альтернативной котельной нацелена на помощь как раз наиболее проблемным системам теплоснабжения. Она позволяет не только заморозить рост тарифа для ее жителей, но и в приоритетном порядке направляет именно туда необходимые для повышения эффективности инвестиции.

- У ведомств остаются принципиальные разногласия по реформе: например, вводить альткотельную как единственный метод регулирования или оставить одним из способов.

- Совершенно точно надо принять концепцию в изначальном, не выхолощенном варианте, т.е. сделать альткотельную единственно возможным способом ценообразования на тепловую энергию. Если один игрок пытается честно заработать в прозрачной конкуренции и инвестирует в свою эффективность и оптимизацию издержек, получая оплату по цене альткотельной или ниже, а другой игрок очень неэффективен, но способен обосновать свои затраты РЭКу и получить высоченный тариф, какая это будет конкуренция? Что получит потребитель? Во-первых, рост тарифа, так как замес этих игроков очевидно приведет к росту цены. Во-вторых, снижение качества теплоснабжения, так как неэффективный игрок ничего оптимизировать не будет, чтобы не получить снижения тарифа, а эффективный инвестировать прекратит, так как все равно проиграет в этой борьбе. Это логически неверно, и никто из регуляторов пока не описал, как конкурентная модель альтернативной котельной может сосуществовать с регулированием тарифа для отдельных участников. Мы воспринимаем эту дискуссию как нормальный консерватизм отдельных организаций и регуляторов при встрече с чем-то новым, и не более того.

- Кроме того, Минэкономразвития считает, что цену на передачу тепла не нужно регулировать - она должна быть договорной.

- Договорная цена очевидно не применима к естественно-монопольному виду бизнеса, которым является передача тепла. Ну, если собственник трубы, питающей теплом ваш завод, хочет поднять цену, вы с ним сможете договориться? Никак. Если цена на передачу будет нормирована - удобно всем. Собственник трубы получает плату, учитывающую нормативные расходы и капиталовложения. Сумел получить затраты ниже норматива - заработал прибыль, не сумел - значит, занялся снижением потерь. Покупатель застрахован от роста тарифа из-за изменения настроения сетевой организации. Производитель может легко рассчитывать, сколько будет стоить доставить тепловую энергию до каждого потребителя, и планировать свою производственную, коммерческую и инвестиционную деятельность.

- Вы говорите, что в Челябинске, где работает «Фортум», тарифы после реформирования отрасли все-таки вырастут. Какой у вас сейчас объем недофинансирования из-за заниженных тарифов?

- Точную цифру не хотел бы называть, но это сотни миллионов рублей.

- Судитесь с регулятором?

- Стараемся разрешить вопросы в досудебном порядке.

- Основными выгодоприобретателями после реформирования отрасли будут акционеры ТГК? Или компании сейчас настолько плохо себя чувствуют из-за неплатежей и низких тарифов на тепло, что им не удастся привлечь деньги и надо будет искать партнеров и проводить очередной передел рынка?

- Деньги на рынке есть. Их сможет привлечь любая нормальная компания, у которой есть активы и которая финансово состоятельна, в отличие от тех многих компаний, в основном операторов муниципальных сетей, за которыми нет ни уставного капитала, ни активов, только стул, стол и компьютер, образно говоря. Инфраструктурные проекты сами по себе очень привлекательны - нужны только ясные и долгосрочные правила и адекватные участники.

- Сколько ваша компания могла бы инвестировать в теплоснабжение регионов?

- Это полностью зависит от модели регулирования рынка. Cейчас ровно столько, чтобы жители и предприятия получали качественное теплоснабжение в соответствии с требованиями законодательства, и не более того.

- Как «Фортум» будет развивать бизнес в России в случае, если реформа состоится? Какие еще регионы вам могут быть интересны?

- Давайте мы сначала наведем порядок в тех регионах, где присутствуем, а потом уже будем смотреть на остальные. Привлекательность теплового бизнеса вырастет в разы и для нас, и для непрофильных компаний. Могли бы прийти обычные инвесторы, в том числе институциональные, например Фонд прямых инвестиций.

- Не боитесь, что в результате все-таки победит региональное лобби? Выбор регулирования останется на усмотрение губернаторов, и муниципальные компании продолжат работать в теплоснабжении, зарабатывая иногда за счет частных?

- Я думаю, что надо установить понятные и прозрачные правила в интересах государства, отрасли и потребителей. В ЖКХ требуются инвестиции в размере 9 трлн руб. - никакие региональные бюджеты их не потянут. Неэффективные муниципальные управляющие предприятия будут приводить к росту платежей, и мы в конце концов вернемся к реформе. Экономические реалии не обмануть. Но лучше это сделать сейчас, когда основные фонды изношены «всего» только на 60-70% и у нас массово не начались техногенные отказы в зимний период времени.

- В электроэнергетике тоже намечается небольшой передел рынка: обсуждается перенос блоков, которые строятся по договорам о предоставлении мощности (ДПМ), вам интересна покупка или продажа?

- Генеральная схема, по которой были утверждены объекты ДПМ, была утверждена в 2007 г., если не ошибаюсь. Но жизнь вносит коррективы, поэтому можно, конечно, перенести ДПМ, но об этом должны договариваться два участника. Наша основная цель пока - выполнить взятые на себя обязательства в полном объеме в установленные сроки.

- «Фортум» планирует развивать другие направления бизнеса - «зеленую» энергетику, например?

- Мы изучаем эту возможность, но пока решения об участии в конкурсах на оптовом рынке не приняли.