Геннадий Тимченко успел продать долю в Gunvor
Трейдер не подпадет под действие санкций США - Тимченко успел накануне продать долю в нем партнеру Торбьорну ТорнквистуПредставитель «Роснефти» не комментирует долю Gunvor и Warly в структуре продаж сырья и топлива. Многие крупнейшие нефтяные компании уже имеют собственные трейдинговые подразделения, а «Роснефть» перешла на заключение долгосрочных контрактов на поставку нефти, напоминает Бирг.
Тимченко продал 43,59% Gunvor гендиректору компании Торбьорну Торнквисту. Теперь у него 87,19%, сообщила в четверг поздно вечером компания. Остальные 13% принадлежат другим топ-менеджерам трейдера. Представитель Gunvor сумму сделки не раскрыл. Торнквист целиком расплатился деньгами, пояснил представитель холдинговой компании Тимченко Volga Group. Содиректор «Инвесткафе» Григорий Бирг оценивает Gunvor в $10,5-14,5 млрд, т. е. Тимченко мог получить $4,5-6,3 млрд.
Акции были проданы «в ожидании возможных экономических санкций и для обеспечения непрерывной работы» трейдера, объясняется в пресс-релизе Gunvor. За четыре часа до того, как было объявлено о совершившейся сделке, США обнародовали список подпавших под действие санкций россиян. Среди них был и Тимченко. «Действия Тимченко в энергетическом секторе напрямую связаны с [президентом России Владимиром] Путиным. У Путина есть инвестиции в Gunvor и, возможно, доступ к средствам Gunvor», - говорится в сообщении минфина США. Трейдер тут же опроверг это: «Путин не является и никогда не являлся владельцем Gunvor». По словам представителя Volga Group, у самого Тимченко и компании активов и имущества в США нет.
Представитель трейдера говорит, что идея об изменении распределения долей в Gunvor возникла у акционеров примерно месяц назад, формально процесс был запущен около недели назад и завершен 19 марта. Решение о продаже доли в Gunvor связано с желанием Тимченко сконцентрироваться на развитии приоритетных направлений бизнеса Volga Group - проектов в области энергетики, транспорта и инфраструктурного строительства, пояснил представитель. Тимченко не планирует продавать доли в «Новатэке» (23,5%) и «Сибуре» (82,5% вместе с партнером по «Новатэку» Леонидом Михельсоном), добавил он. Бизнесмен остается владельцем по 50% долей в трейдерских структурах IPP и Warly. Обе продавали нефть «Роснефти». Warly упоминалась в отчетах госкомпании за 2010-2011 гг. в числе должников, до этого там фигурировал сам Gunvor.
Gunvor был крупнейшим продавцом российской нефти, затем его доля упала. В сентябре 2012 г. агентство Reuters сообщало о снижении доли трейдера с 40 до 15%. Торнквист говорил о снижении до 25% за счет роста операций на других рынках. Согласно проспекту к евробондам в 2011 г. доля нефти и нефтепродуктов «Роснефти» в портфеле трейдера составляла 20,6%, в 2012 г. - 13,5%. Осенью 2012 г. Gunvor впервые проиграл тендер госкомпании на продажу нефти, получив только годовой контракт на экспорт мазута. Торнквист объяснял, что на открытом рынке можно приобрести нефть дешевле, чем по долгосрочным тендерам.
Американские санкции могли нанести ущерб по операциям Gunvor в Европе и Северной Америке, говорит Бирг. Сделка направлена исключительно на то, чтобы Gunvor мог избежать санкций США, считает заместитель гендиректора Центра политической информации Алексей Панин. Через американское подразделение Pinesdale LLC Gunvor владеет 33% акций американской угольной компании Signal Peak. В десятку крупнейших покупателей продукции Gunvor с 2010 по 2012 г. входили две компании из США - Valero Marketing and Supply и ExxonMobil Sales and Supply, говорится в проспекте. В 2012 г. на них проходилось более 5,6% ($5,2 млрд) от всей выручки Gunvor, доля сырья американского Chevron в поставках Gunvor составила 2,7% (всего Gunvor купил тогда 33,8 млн т). «Санкции США - это неприятно, но не смертельно, - считает Панин. - Серьезнее повлиять на бизнес Gunvor могут санкции EC». В Европе у трейдера два НПЗ - в Германии и Бельгии, 10% трансальпийского нефтепровода TAL.
Тем не менее некоторые контрагенты отказались от торговли с Gunvor, так как им неясен статус трейдера в связи с санкциями США, сказал Торнквист в интервью Bloomberg. Зато кредиторы сохраняют спокойствие. Финансирование продолжается, не отозвана ни одна кредитная линия, отметил Торнквист.
По мнению Панина, Тимченко не продолжит оказывать влияние на компанию и скорее всего имеет право вернуть долю в ней. Но Торнквист в интервью Bloomberg заявил, что сделка завершена и никакого опциона на обратный выкуп у Тимченко нет.