Интервью - Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей

«Разъяренный потребитель-социальная сила»
Варвара Гранкова

Досье:

1972 Родился в Самаре. 1999-2002 Был председателем ЦК Общероссийского межотраслевого профессионального союза работников малого и среднего предпринимательства. 2003 Стал председателем МОО «Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль». 2005-2010 Три книги и ряд научных публикаций о правах потребителей.

Пошел тотальный наезд на интер­нет-торговлю. По всем фронтам

На этой неделе Федеральная таможенная служба все-таки договорилась с представителями международных компаний экспресс-доставки о том, что зарубежные посылки стоимостью до 200 евро и весом до 10 кг будут оформляться по реестру, а потому на каждую посылку в отдельности не придется предоставлять сложный пакет документов. В результате DHL возобновляет доставку физическим лицам.

Но российский рынок интернет-торговли все равно лихорадит. Самое неприятное - проект нововведений, в соответствии с которыми за товар стоимостью более 150 евро придется платить 30-процентную пошлину (раньше этот порог составлял 1000 евро). В связи с этим Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) призывает 8 февраля выйти на Болотную площадь и принять участие в акции протеста. О том, сколько народу может собрать этот митинг и что в дальнейшем ждет российских потребителей, делающих покупки в зарубежных интернет-магазинах, «Пятница» поговорила с председателем ОЗПП Михаилом Аншаковым.

- В социальных сетях все переживают: как теперь делать покупки? Все действительно так плохо?

- Еще бы! Людям фактически залезли в карман. Это мне напоминает потребителей советского периода, которым дали почувствовать тридцать вкусов колбасы, сорок вкусов сыра. Когда человек всего этого уже вкусил, загнать его обратно в совок можно только силой. Он будет сопротивляться до последнего.

- Сколько народу вы рассчитываете вывести?

- Мы подали заявку на 10 тысяч человек, но сколько реально выйдет, я не берусь прогнозировать. Но уверен, что протест будет массовым. Наш российский потребитель находится в иной ситуации, чем западный. Попробуй там кто-нибудь выступить с такой инициативой. Партия, которая лоббирует подобные поправки, сильно потеряет в рейтингах. А у нас нет возможности влиять на принятие решений. Протест - это все, что остается.

- Вы в первый раз зовете людей на улицу?

- Раньше мы только пикеты проводили - например, несколько лет назад, когда резко повысили цены на пригородные электрички. Тогда мы пикетировали Минтранс. Но кроме протестной активности мы призываем и к другой - бойкотировать покупки в российских интернет-магазинах.

- Думаете, это возможно?

- Теоретически - да. Например, в Америке есть много потребительских обществ, и бойкот - это действенный инструмент. В России такую практику предстоит создать.

- Появляется ли в России больше ответственных потребителей?

- Да, и у нас на форуме все это можно наглядно проследить. Сейчас наш форум и наш сайт посещает до 50 тысяч человек в день. А сайт юридический, люди заходят именно за консультациями.

- Разъяренный потребитель - это сила?

- Это, безусловно, социальная сила. Но в наших условиях она может стать и политической.

- Но узок круг.

- Нет, вы заблуждаетесь. Не так уж мало народу пользуется интернет-магазинами.

- Но уж в заграничных-то онлайн-магазинах покупает меньшинство от меньшинства.

- Зато это самые разные социальные группы, не только зажиточные «продвинутые пользователи». Часто покупают малоимущие семьи или семьи с большим количеством детей. Игрушки, пеленки-распашонки в иностранных онлайн-магазинах дешевле, даже с учетом доставки. Объединяются по несколько семей - и заказывают на всех. Делят издержки. Набирают посылочку на общую сумму до тысячи евро. Раньше это все работало. И кстати, снимало социальную напряженность, люди могли себе в складчину позволить что-то недорогое и качественное. В последнее время вообще развивается формат коллективных покупок, когда много людей объединяются и покупают за рубежом что-то оптом, это получается в десятки раз дешевле. Загнать обратно пасту в тюбик не получится. Люди будут сопротивляться.

- Что их больше всего возмущает?

- Тут трудно выделить что-то одно, пошел тотальный наезд на интернет-торговлю, по всем фронтам. Есть три инициативы. Первая - под предлогом борьбы с терроризмом ограничение на анонимные интернет-кошельки, перевести можно не более тысячи рублей в день. Вторая - пошлины, которые собираются ввести при покупке на сумму, превышающую 150 евро, хотя сейчас пошлина платится на сумму от 1000 евро. И третья - предполагаемое усложнение документов, необходимых для растаможки грузов.

- Но экспедиторы в конце концов договорились с таможенниками.

- Конечно, когда выяснилось, что российские подразделения интернациональных компаний экспресс-доставки уходят с рынка, государство испугалось - ведь с ними уйдут и налоги. Федеральная таможенная служба стала «решать вопрос». Но я сильно сомневаюсь, что эти договоренности - окончательные.

- Если главные игроки экспресс-доставки сократят присутствие на рынке перевозок, то кто выиграет? «Почта России»?

- Вряд ли, она даже с нынешним потоком не справляются. Там, как у нас шутят потребители, зарплату нашими посылками получают. Это не помешало «Почте России» резко увеличить свой бюджет на создание имиджа. Но количество жалоб на нее не снижается.

- Кому же выгодно?

- Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). В ней около 20 игроков, среди них KupiVIP, Enter и российское отделение eBay. Кстати, у eBay позиция достаточно парадоксальная. Он хочет, видимо, развивать российское подразделение, занять нишу вот таким сомнительным способом. Это очень характерно, кстати, для иностранного бизнеса. Мы уже перестали удивляться. На родине у них одни стандарты - корпоративные, имиджевые, - а как только они приходят в Россию, адаптируются очень резво. И перенимают все наши правила подковерной борьбы. Короче, это выгодно компаниям, входящим в АКИТ, то есть офлайновому бизнесу.

- Почему же офлайновому? Разве это не борьба отечественных онлайн-магазинов с иностранными конкурентами?

- Да, но в результате все равно выигрывает наш недоразвитый российский офлайн. В АКИТ входят в основном офлайновые магазины - ну как «М.Видео» - с небольшим онлайновым сегментом. Здесь возникает конфликт интересов. И многим выгоднее вообще интернет придушить и развивать офлайн.

- Но у KupiVIP.ru нет офлайновой торговли.

- У них нет. Но у большинства есть, и в интернете они видят скорее конкурента, который их через какое-то время похоронит. Им интереснее офлайновый формат. Кроме того, они действительно заинтересованы в том, чтобы вытеснить с нашего рынка западных ритейлеров. Тут у российского офлайна и онлайна интересы совпадают.

- Почему крупные компании готовы пожертвовать интернет-сегментом ради реальной розницы? Раз интернет перспективнее, почему не уйти туда?

- Но у них есть уже реальный, выстроенный бизнес. Открыты торговые центры, арендованы площади, проведено электричество, товар получен, взятки розданы - куда все это девать?

- АКИТ приводит весомые аргументы в пользу ограничения интернет-покупок за рубежом. Они говорят, что таким образом борются с серыми схемами и защищают потребителя.

- Да-да, это как Остап Бендер говорил, что его цель - помочь детям. Ну конечно, несчастный российский потребитель, купив какой-нибудь там гаджет, оказывается не защищен, потому что это, дескать, не российская юрисдикция. Это просто циничные отговорки. И по поводу серого сектора - бред. Потребители как раз с серым сектором и столкнутся, потому что в России мало белых интернет-магазинов. И там цены вообще заоблачные. А среднестатистический интернет-магазин - это комплект документов в тумбочке, оформленный на паспорт любого подставного лица. Они копят налоговые претензии, а потом ООО «Ромашка» закрывается и открывается «Ромашка плюс». Это даже не серый, а черный сектор. Вот потребителей загоняют сюда.

- Если инициативы реализуются, что нас ждет?

- Наверное, люди будут выезжать в шопинг-туры или покупать через посредников. Может, челноки появятся, как в начале девяностых.