FT: Кто такой архимандрит Тихон (Шевкунов)

Отец Тихон пользуется в РПЦ гораздо большим влиянием, чем положено ему по сану, — в основном благодаря связям в Кремле
Владимир Путин и Архимандрит Тихон
Владимир Путин и Архимандрит Тихон / Д.Азаров / Коммерсантъ

Отец Тихон (Шевкунов), пожалуй, слишком благообразен для православного монаха, каким его представляет себе западный человек, начитавшийся Достоевского ... На анахорета он не похож – разве что бородой: подбородок прямо-таки скульптурной лепки, густые волосы по плечи живописно обрамляют лицо ... выступления на телевидении – вне всякой критики, держится он свободно, словно звезда кино...

В отличие от монахов в романе Достоевского [«Братья Карамазовы»], не покидавших холодных келий, отец Тихон отнюдь не затворник. Когда в декабре я брал у него интервью, он только что вернулся из Китая и собирался в Латинскую Америку. Отец Тихон - наместник Сретенского монастыря, который расположен в центре Москвы. Назвать его приютом уединенных размышлений можно с большой натяжкой.

Позвоните в монастырь, и вам ответит оператор мини-АТС. Нужен WiFi? Нет проблем. А в надворной постройке расположено крупнейшее издательство и редакция самого популярного интернет-портала РПЦ - Pravoslavie.ru.

“На гору Афон только недавно провели электричество, а в Сретенском монастыре у всех монахов есть iPad”, - смеется Евгений Никифоров, друг отца Тихона и учредитель православной радиостанции "Радио Радонеж". Заметив, что я записываю, он добавляет: «Разумеется, это [iPad] нужно для обращения неверующих».

Секрет влиятельности сохранен

Отец Тихон пользуется в РПЦ гораздо большим влиянием, чем положено ему по сану, – в основном благодаря связям в Кремле. Слухи о том, что он является духовником Владимира Путина, архимандрит не опровергает, но и не подтверждает. Единственная подробность, которой он поделился со мной, - это история о том, как Путин вдруг пришел в монастырь незадолго до своего назначения президентом в конце 1999 г. (скорее всего, Владимир Владимирович тогда возглавлял ФСБ: эту должность он занимал в 1998-1999 гг.). С тех пор они часто появлялись на публике вместе: отец Тихон сопровождал Путина в поездках по России и за границу. Но многие утверждают, что именно Тихон обратил в веру бывшего полковника КГБ.

Отец Тихон, по всей видимости, из первых рук знает о духовной жизни российского президента. В 2001 г. в интервью греческой газете он сказал: “Владимир Владимирович Путин - действительно православный христианин, и не номинальный только, а человек, который исповедуется, причащается и сознает свою ответственность перед Богом за вверенное ему высокое служение и за свою бессмертную душу ... Тот, кто по-настоящему любит Россию и желает ей блага, может только молиться за Владимира Владимировича, промыслом Божиим поставленного во главе России”.

О влиянии отца Тихона говорит хотя бы тот факт, что он практически в одиночку добился принятия антиалкогольного закона в России: перед самым Новым годом Госдума запретила продажу спиртных напитков после 23.00.

На вопросы о его влиянии на российских политиков Тихон отмалчивается: да, он близко знаком с Путиным, но говорить о том, является он духовником президента или нет, он не желает: «Хотите верить слухам, верьте, но я их распространять не стану». На страницах книги «Несвятые святые» и другие рассказы», ставшей бестселлером в России, Тихон ни разу не упоминает имени Путина.

Кремль не отрицает, что отец Тихон – духовник Путина. “Это сугубо личное дело. Я просто не в курсе”, - комментирует пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По словам Пескова, Тихон пользуется «большой популярностью» и хорошо знаком с Путиным. «Никто не сможет сказать, духовник он или нет. Если кто-то говорит о вас, что вы духовник, вы перестаете им быть».

Не кардинал

Бывший студент ВГИКа, крестившийся в 1982 г. в возрасте 24 лет, отец Тихон оказался в роли известного исторического персонажа, имевшего доступ к августейшему уху. Впрочем, сам он настаивает – и очень убедительно – на том, что он не «кардинал Ришелье».

И в этом он прав, считает Евгений Никифоров. «У нас на исповеди не принято делиться подробностями. Можно просто сказать: «Я украл» или «Я прелюбодействовал». Возможно, вы поделитесь какими-то деталями – например, как часто или как много. Но уточнять не требуется. Если иностранная разведка схватит отца Тихона и начнет пытать, он не сможет им рассказать ничего особенного».

Преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов рассказывает, что мода на духовников возникла у российской политической и деловой элиты относительно недавно: «Это занятное явление, возникшее, когда богатые россияне потянулись в Церковь. Большинство россиян ... исповедуется в переполненных церквях – как на конвейере. Богатые нуждаются в индивидуальном подходе, некоторые воспринимают это как вид психотерапии. Однако порой духовник оказывается в зависимом положении от своего покровителя».

Отец Георгий сомневается, что Путину нужен настоящий «батюшка»: он «сам себе духовник». Несколько лет назад отец Георгий спросил у Тихона, исповедует ли он Путина, и тот ответил, что нет. «Но это было давно, и с тех пор все могло измениться», - говорит отец Георгий.

Крест на Лубянке

Близость между Путиным и отцом Тихоном может показаться странной по целому ряду причин, и главная из них – недавняя история России. В Сретенском монастыре, впритык к стене, стоит каменный поклонный крест ... На бронзовой табличке рядом с крестом выбита надпись: "Крест воздвигнут в память православных христиан, умученных и убиенных на месте сем в годы смуты".

Крест был установлен в саду в 1995 г. Символично, что неподалеку на Большой Лубянке расположено здание КГБ - организации, сотрудники которой расстреляли или посадили в тюрьму более 300 000 священнослужителей. В 1930-е гг. в помещениях Сретенского монастыря размещалось общежитие НКВД (позже преобразованного в КГБ). Здесь же проводились массовые расстрелы.

С тех пор многое изменилось. В здании на Лубянке вместо КГБ теперь находится ФСБ – со своей часовней. Сретенский монастырь был отремонтирован и передан Русской православной церкви. Он стал «центром духовного возрождения» российской политической элиты – среди которой непропорционально много бывших кагэбэшников, потянувшихся в Кремль после того, как 12 лет назад Путин стал президентом.

Отец Тихон не любит распространяться о гонениях против православных священников - но и замалчивать прошлое не намерен ... Преследования Церкви для него – как поминальный крест, схоронившийся в глубине сада Сретенского монастыря: обнаружить его можно, только приглядевшись.

По словам отца Тихона, он никогда не сможет смириться с гонениями на Церковь в советские времена, но не склонен обвинять современных политиков в преступлениях, совершенных НКВД и КГБ: «Они не имеют с этим ничего общего. Это все равно что обвинять какого-нибудь американского солдата в произошедшем во Вьетнаме».

Подспорье для президента

Отец Тихон воспринимает 70 лет советской власти как единый период в истории российской государственности. По его словам, многие агенты КГБ служили России. “Офицеры разведки, с которыми я знаком, действовали так от имени российского государства, и нельзя считать их виновными в репрессиях”.

Стоит ли говорить, что многие рядовые представители РПЦ не согласны с этой точкой зрения – хотя она пришлась по вкусу кремлевскому руководству, стремящемуся искупить свое атеистическое прошлое и воспользоваться авторитетом Церкви. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в 2010 г., в сознании россиян РПЦ как заслуживающая доверия организация занимает второе место – несмотря на то что лишь незначительная часть населения регулярно ходит в церковь. Как пишет Джеральдина Фейган, автор книги «Вера в России», падение рейтинга и рост протестного движения подсказали Путину решение найти опору в РПЦ и действовать с нею заодно.

«Русские видят в РПЦ единственный крупный общественный институт, переживший смуту, и Путин хочет воспользоваться идеей стабильности, ассоциирующейся с Церковью, поскольку люди усомнились в легитимности его власти», - говорит Фейган. Сретенский монастырь – подспорье для президента: директор одного московского PR-агентства назвал его «идеологическим департаментом Кремля». В каждой шутке есть доля правды.

Российские политики всегда тяготели к всеобъемлющим доктринам и «целостным» мировоззрениям ... Сейчас многие из них видят в напористом, политизированном христианстве «тихоновского» толка учение, способное восполнить идеологический вакуум, образовавшийся после крушения коммунизма ... Отец Тихон не согласен с тем, что стал чьим-то «идеологом». Но ярлык прилип, особенно после 2008 г., когда священник поставил документальный фильм «Гибель империи: Византийский урок» и сам снялся в картине (федеральные каналы трижды показали ее в прайм-тайм).

Российским политикам льстит мысль, что Россия – это «третий Рим», наследница Византии. Целью фильма было подчеркнуть историческую преемственность и особое, отличное от западного, мировоззрение. «Падение империи» замалчивает роль турок-османов, захвативших Константинополь в 1453 г. По мнению режиссера фильма, Византия сгнила изнутри, изменила традициям и пала жертвой идеологических происков завистливого Запада – а именно венецианских банкиров ... Западный индивидуализм разрушил веками освященную иерархию, и народ утратил доверие к правителям.

...Отец Тихон опередил время, поэтому его фильм и был замечен: сейчас он потонул бы в славословиях Путину, попытках переписать историю и «расследованиях» роли западных «агентов» в организации протестного движения ... Третий срок Путина ... отмечен всплеском ксенофобии и консервативного национализма...

Хотя в Конституции 1993 г. записано, что Россия является светским государством ... участниц панк-группы Pussy Riot ... судили за «хулиганство по мотивам религиозной ненависти» ... за нарушение правила Лаодикийского собора, запрещающего мирянам пение на солее и на амвоне (... упоминание 62-го и 75-го правил Трулльского собора в окончательной версии приговора было опущено).

Мантия "церковной легитимности"

Некоторые представители РПЦ полагают, что власти перестарались, пытаясь набросить на себя мантию «церковной легитимности». Скандал породил разногласия между высшим духовенством - тем же патриархом Кириллом – и священниками из бывших диссидентов, многие из которых выступают за реформу Церкви. «Эти средневековые каноны не имеют ничего общего с законами государства. Они (судьи) просто использовали Церковь в качестве «идеологического прикрытия» - точно так же, как советский суд использовал бы коммунистическую идеологию...», - говорит отец Георгий Митрофанов.

Отец Иннокентий Павлов, покинувший ряды РПЦ в 1993 г. и выступающий против «православного истеблишмента», считает, что религиозные устремления российских политиков продиктованы политической конъюнктурой. “Похоже, наши лидеры на занятиях по научному атеизму хорошо усвоили одну вещь. Вольтер сказал,что если бы Бога не было, его следовало бы выдумать. Они решили, что идея неплоха, надо бы ее использовать”.

Отец Тихон был одним из тех, кто подписал петицию с просьбой сократить срок тюремного заключения для участниц панк-молебна. Он осуждает акцию Pussy Riot: «Государству следовало ответить на это, или же оно перестало бы быть государством ... Если бы они сделали это в Вестминстерском аббатстве, их бы наверняка посадили бы в тюрьму ... Но два года – это слишком».

Отец Тихон снискал славу «фундаменталиста». Но в последнее время он стремится продемонстрировать доброту и мягкость. Тихон собирает деньги для подшефного интерната, в котором проживают около 100 детей-инвалидов (интернат финансируются государством и Сретенским монастырем). «Если вы ищете «симфонию власти государства и Церкви» – она перед вами. Это пример гармонии между государством и Церковью во имя добра», - Тихон не чужд византийской образности.

Автобиография в стиле соцреализма

Если Тихон и в самом деле смягчился, лучшее свидетельство тому – его автобиография «Несвятые святые» и другие рассказы». Она повествует ... о представителях старшего поколения священников, учителях отца Тихона, о времени, когда жизнь была проще, с явным флером ностальгии. В отличие от фильма в книге нет хвастливого национализма или пропаганды нынешнего режима. Это увлекательное, прекрасно написанное повествование о жизни монахов в Советском Союзе.

Как признается Тихон в автобиографии, обращение в христианскую веру началось в 1982 г. со спиритического сеанса ... когда студент ВГИКа Георгий Шевкунов вместе с друзьями ... вызвал дух Гоголя ... Русский писатель был явно не в духе ... и велел собравшимся выпить яду ... На следующий день перепуганные спиритуалисты прибежали в соседнюю церковь. Батюшка их отчитал и посоветовал креститься: вместо Гоголя с ними беседовал мелкий бес...

Как пишет Тихон, он обратился в христианство не потому, что испугался духов: люди его поколения «обнаружили, что все великие деятели мировой и русской истории» - Достоевский, Толстой, Кант, Гете, Ньютон и другие - «кому мы доверяли, кого любили и уважали, - мыслили о Боге совершенно по-другому». «А вот персонажи, не вызывавшие у нас никаких симпатий» – Маркс, Ленин, Троцкий – «с кем ассоциировалось все самое зловещее и отталкивающее в судьбе России ... разрушители-революционеры, все как один были атеистами». Выбор был ясен.

Вскоре после крещения Георгий Шевкунов стал послушником Псково-Печерского монастыря (к тому времени в России осталось всего два действующих мужских монастыря...). В 1991 г., после 9-летнего послушничества, он принял монашеский постриг с именем Тихон. В 1995 г. архимандрит Тихон стал настоятелем Сретенского монастыря.

В автобиографии Тихон рассказывает о своих учителях - о священниках, пострадавших от советской власти. Его духовнику, отцу Иоанну (Крестьянкину), насельнику Псково-Печерского монастыря, во время допроса на Лубянке переломали все пальцы, а затем в 1950 г. на пять лет сослали в ГУЛАГ. «Слава Богу, у меня не было таких проблем, как у моих предшественников...», - пишет отец Тихон.

Как отмечают некоторые читатели, в книге говорится о гонениях на священников, но ни слова – о компромиссах, на которые шла Церковь. Многие упрекают ... духовенство в том, что оно сотрудничало с КГБ, который до конца 1980-х гг. контролировал все назначения внутри РПЦ ... Священник Глеб Якунин, в 1997 г. лишенный сана за "сознательное непослушание Церкви", с удовольствием прочел автобиографию Тихона, но считает, что написана она в традициях «социалистического реализма» - ... освещает только светлые стороны церковной жизни.

...Отец Глеб Якунин ... многое может рассказать о сотрудничестве высшего духовенства с КГБ ... В 1980-е гг. Якунин провел пять лет в тюрьме. Затем, в 1992 г., по приказу Бориса Ельцина, бывшего тогда президентом России, Якунин получил доступ к архивам 4-го отдела 5-го управления КГБ, занимавшегося религиозными сообществами. Целый месяц Якунин изучал доносы агентов ... и вычислил, кто из священников стоял ... за той или иной оперативной кличкой...

Так, агент «Михайлов» ... описал маршрут следования во время заграничной командировки ... в феврале 1972 г. он посетил Новую Зеландию и Австралию, а в январе 1973 г. – Таиланд, где принял участие в конференции Всемирного совета церквей. Сверившись с новыми записями в Журнале Московской патриархии, Якунин обнаружил, что в означенные месяцы в указанном направлении выезжал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. В 2009 г. Кирилл ... стал Патриархом Московским и всея Руси. РПЦ продолжает утверждать, что Кирилл никогда не сотрудничал с КГБ и не был его агентом...

По словам отца Глеба Якунина, КГБ завербовал многих священников, так что "чуть ли не весь епископат" ходил с доносами. Отец Тихон едва ли был «информатором»: он был слишком молод. Но люди, о которых он рассказал в своей книге, работали на КГБ. Так, в середине 1980-х гг. Тихон два года проработал в издательском отделе Московской патриархии у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (в миру - Константин Нечаев, он же агент КГБ под оперативным псевдонимом "Аббат"). «Я уважаю отца Питирима и не кину в него камень», - уклончиво отвечает архимандрит Тихон.

Сотрудничество духовенства с КГБ и по сей день больной вопрос для Русской православной церкви: она предпочитает отлучать не бывших коллаборационистов, а священников, затронувших запретную тему, – таких, как Глеб Якунин.

“Русская православная церковь создала Россию. Иногда Россия как послушный ребенок, иногда она бунтует против родителей. Но Церковь всегда чувствовала ответственность за Россию”, - говорит отец Тихон.

Перевела Анна Разинцева.